ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2021 года N 2178

Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера

(с изменениями на 27 сентября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 2395 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2022, N 0001202212240021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2023 года N 756 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.05.2023, N 0001202305170018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1572 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2023, N 0001202309280023).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 2 статьи 44_1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера.

2. Установить, что реализация мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и их территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2021 года N 2178



Положение о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера

(с изменениями на 27 сентября 2023 года)



I. Общие положения


1. Настоящее Положение определяет задачи, основные функции создания и развития федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера (далее - государственная информационная система), ее структуру, правила информационного взаимодействия и состав участников, их полномочия и ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, представляемой для включения в государственную информационную систему, правовой режим информации и требования к хранению информации, содержащейся в государственной информационной системе, требования к техническим и программным средствам государственной информационной системы, а также требования к защите информации, содержащейся в государственной информационной системе.

Настоящее Положение не содержит обязательных требований и не порождает обязанностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды экономической деятельности.

2. Целями создания, эксплуатации и развития государственной информационной системы являются:

а) своевременное и оперативное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

б) организация межведомственного взаимодействия для недопущения осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющимися носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если указанные иностранные граждане или лица без гражданства могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

в) обеспечение своевременного принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

г) интеграция и обмен данными с информационными системами федеральных органов исполнительной власти;

д) обеспечение федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

3. Государственная информационная система обеспечивает выполнение следующих задач:

а) анализ состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе оперативных и ретроспективных данных результатов проведения мероприятий федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также результатов проведения социально-гигиенического мониторинга;

б) оперативное информирование о возникающих угрозах и ситуациях, требующих реагирования и принятия соответствующих управленческих решений в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

в) организация мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работников отдельных профессий, производств и организаций;

г) прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на основе использования статистических методов и математических моделей, разрабатываемых научными организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

д) информационное обеспечение организации осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического (контроля) надзора, проведения научных исследований для обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического (контроля) надзора, предоставления государственных услуг и представления статистической отчетности;

е) поддержка процессов планирования деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Функциями государственной информационной системы являются:

а) сбор, систематизация, хранение, архивирование, актуализация, обобщение, анализ данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, показателей деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

б) обмен данными с иными информационными системами, в том числе федеральных органов исполнительной власти, в целях эффективного межведомственного взаимодействия.

5. Создание, развитие и эксплуатация государственной информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) обеспечение полноты, актуальности, целостности сведений, содержащихся в государственной информационной системе;

б) однократность ввода информации и многократность ее использования в государственной информационной системе;

в) модульность построения, адаптируемость и модифицированность государственной информационной системы;

г) обеспечение информационной безопасности государственной информационной системы;

д) безвозмездность предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе, в соответствии с положениями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

е) открытость для интеграции с иными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия.

6. Имущество, входящее в состав программно-технических средств государственной информационной системы, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обладает исключительными правами на используемое в государственной информационной системе программное обеспечение и его компоненты.

II. Структура государственной информационной системы


8. Государственная информационная система содержит подсистемы (модули, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, необходимые для достижения целей создания государственной информационной системы и ее эффективного функционирования.

9. Централизованными и сервисными подсистемами государственной информационной системы являются:

а) централизованное хранилище данных;

б) подсистема сбора и передачи данных;

в) подсистема аналитической обработки данных;

г) подсистема представления данных;

д) подсистема информационной безопасности;

е) подсистема учета иностранных граждан или лиц без гражданства;

ж) подсистема электронных личных медицинских книжек;

з) иные подсистемы, необходимые для эффективного функционирования государственной информационной системы.

10. Централизованное хранилище данных предназначено для организации хранения оперативной информации, накопления и долговременного хранения значимой ретроспективной структурированной и неструктурированной информации, хранения агрегированной и аналитической информации, хранения нормативно-справочной информации. Централизованное хранилище данных обеспечивает устойчивость структуры хранения к изменениям состава и представления сохраняемых данных.

11. Подсистема сбора и передачи данных предназначена для обеспечения пополнения оперативных баз данных централизованного хранилища информацией, а также для передачи данных пользователям государственной информационной системы с учетом требований информационной безопасности.

12. Подсистема аналитической обработки данных предназначена для формирования, обработки, анализа данных и информации, представленной в "витринах данных".

13. Подсистема представления данных предназначена для построения визуальных форм представления информации, автоматического получения обобщенной и детализированной информации из подсистем государственной информационной системы о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

14. Подсистема информационной безопасности предназначена для управления правом доступа пользователей государственной информационной системы и поставщиков информации в государственную информационную систему, аутентификацией и авторизацией пользователей государственной информационной системы и поставщиков информации в государственную информационную систему, контроля доступа к информационным ресурсам государственной информационной системы, контроля изменений данных, контроля операций с данными.

15. Подсистема учета иностранных граждан или лиц без гражданства предназначена для персонифицированного учета иностранных граждан или лиц без гражданства, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если указанные иностранные граждане или лица без гражданства могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе данных о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования.

16. Подсистема электронных личных медицинских книжек предназначена для учета и анализа сведений об организациях, выдающих личные медицинские книжки, сведений об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжек, данных о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований, вакцинации, гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

17. Перечень подсистем (модулей, компонентов) государственной информационной системы устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

III. Правила информационного взаимодействия


18. Состав информации, размещаемой в государственной информационной системе, приведен согласно приложению.

19. Сроки, порядок и формат взаимодействия между участниками информационного обмена, перечень и порядок передачи сведений, особенности организации взаимодействия определяются соглашениями об информационном взаимодействии.

20. Информационное взаимодействие государственной информационной системы и информационных систем Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, а также организаций, обладающих информацией, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или посредством программно-технических средств информационных систем.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1572. - См. предыдущую редакцию)

21. При формировании и обмене документами в государственной информационной системе используются усиленные квалифицированные электронные подписи, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

22. Информация в государственной информационной системе размещается без получения оплаты или иного встречного требования.

IV. Участники государственной информационной системы, их полномочия и ответственность


23. Участниками государственной информационной системы являются:

а) оператор государственной информационной системы Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

б) пользователи информации, содержащейся в государственной информационной системе, - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальные органы и подведомственные организации, Федеральное медико-биологическое агентство, его территориальные органы и подведомственные организации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные органы исполнительной власти и организации в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, лица, прошедшие медицинские осмотры и медицинское освидетельствование, указанные в статье 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1572. - См. предыдущую редакцию)

в) поставщики информации в государственную информационную систему - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, а также организации, обладающие информацией, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 года N 1572. - См. предыдущую редакцию)

24. Оператор государственной информационной системы обеспечивает:

а) функционирование государственной информационной системы, включая работоспособность программных и технических средств государственной информационной системы, сопровождение ее технического и программного обеспечения и развития;

б) прием, хранение и предоставление данных государственной информационной системы, в том числе определение порядка доступа к государственной информационной системе;

в) целостность и доступность данных государственной информационной системы для участников информационного взаимодействия;

г) полноту, достоверность и актуальность информации, размещенной поставщиками информации в государственной информационной системе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»