Кадровое обеспечение реализации Стратегии и развитие системы образования в сфере транспорта (далее - транспортное образование) осуществляется в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р.
Уникальной особенностью системы подготовки кадров для транспортной отрасли является ее неразрывная связь с выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам, соблюдением международных стандартов и требований международных организаций, международных конвенций.
Долгосрочные задачи развития транспортной отрасли определяют 3 стратегические цели системы подготовки кадров:
гарантированное обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для ее устойчивой, безопасной и бесперебойной работы;
создание среды притяжения и подготовка будущих лидеров изменений в отрасли;
формирование центров генерации технологических инноваций транспортного комплекса за счет интеграции науки и образования, создания научных центров и подготовки уникальных специалистов.
Критически важными условиями для успешного функционирования и развития транспортного образования являются:
создание условий для привлечения, подготовки, удержания и развития высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, а также инструкторского состава;
обеспечение образовательных организаций современной учебной, тренажерной и лабораторной материально-технической базой;
обеспечение соответствия программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки лучшим мировым стандартам, их своевременной адаптации в сфере водного и воздушного транспорта к актуальным требованиям Международной морской организации и Международной организации гражданской авиации.
За счет развития глобально конкурентоспособной системообразующей образовательной организации, ведущей подготовку в сфере транспорта (далее - системообразующий транспортный университет), будут достигнуты стратегические цели подготовки будущих лидеров изменений в отрасли, сформированы центры генерации технологических инноваций транспортного комплекса и обеспечены квалифицированными кадрами исследовательские и инновационные структуры, отвечающие за развитие транспортного комплекса страны. В системообразующем транспортном университете будут созданы центры технологических компетенций мирового уровня, сформирована современная исследовательская и инновационная инфраструктура, привлечены лучшие ученые, эксперты и специалисты в области системных проблем транспортной отрасли, а также обеспечены широкое взаимодействие и коллаборация, в том числе с отраслевыми научными и образовательными организациями.
Достижение цели гарантированного обеспечения транспортной системы квалифицированным персоналом для ее устойчивой, безопасной и бесперебойной работы будет реализовываться образовательными организациями высшего образования, специализирующимися на подготовке кадров для отдельных отраслей транспорта (далее - отраслевые транспортные университеты). Отраслевые транспортные университеты обеспечат квалифицированными кадрами функциональные подразделения профильных компаний с учетом современных технологических трендов, сочетания ведения прикладных научных исследований и разработки решений по их внедрению с реализацией образовательных программ.
Основными выгодоприобретателями транспортного образования станут:
обучающиеся - будущие работники транспортной отрасли в рамках реализации преимущественно персональных траекторий развития;
российские транспортные компании в части обеспечения квалифицированными кадрами и использования новых технологических решений, созданных образовательными организациями;
федеральные и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в части организации управления транспортом и транспортной инфраструктурой.
Основными механизмами кадрового обеспечения и развития отрасли являются:
в части системообразующего транспортного университета - создание глобально конкурентоспособного системообразующего транспортного университета, достижение международной конкурентоспособности научно-исследовательской деятельности системообразующего транспортного университета и его вхождение в мировые академические рейтинги, формирование в системообразующем транспортном университете центров глобальной технологической экспертизы по ключевым направлениям трансформации транспортной отрасли, развитие сетевого взаимодействия системообразующего транспортного университета, формирование системы его сетевого взаимодействия с профильными научно-исследовательскими организациями, отраслевыми транспортными университетами и ведущими транспортными компаниями, а также концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития системообразующего транспортного университета;
в части отраслевых транспортных университетов - дальнейшая специализация отраслевых транспортных университетов, оптимизация структуры отраслевых транспортных университетов, развитие содержания и технологий реализации образовательных программ, формирование новой кадровой политики за счет целенаправленного привлечения в систему подготовки действующих специалистов транспортной отрасли, переподготовка управленческих команд отраслевых транспортных университетов, а также развитие на базе отраслевых транспортных университетов центров экспорта специализированного образования.
Координацию системы транспортного образования будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Развитие системы транспортного образования, в том числе образовательной, научно-исследовательской и социальной инфраструктуры организаций транспортного образования, будет осуществляться на основании проектного и программно-целевого подхода.
Ключевыми задачами системообразующего транспортного университета в перспективе до 2030 года станут:
создание и развитие новых направлений образовательной, научной и экспертной деятельности, позволяющих обеспечить полный цикл комплексной трансформации транспортной отрасли;
внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ под профессии будущего;
разработка и внедрение цифровых компетенций в систему непрерывного образования работников транспорта;
развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий "цифрового следа";
массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели "смешанного обучения";
расширение использования тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности;
приоритетное применение интерактивных методов обучения и проектной работы в междисциплинарных командах;