В разделах III и IV Стратегии отмечается тенденция к изменению структуры грузооборота по видам транспорта.
В рамках реализации Стратегии будет обеспечено развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта, что приведет к снижению грузонапряженности автомобильных и железнодорожных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов в период навигации.
По итогам комплексной оценки с расчетом социально-экономических эффектов будут прорабатываться условия для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт в целях обеспечения сбалансированного развития транспортной системы, эффективного расходования бюджетных средств и снижения удельных транспортных издержек в цене конечной продукции за счет оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов, включая меры, направленные:
на привлекательность и развитие сезонных перевозок внутренним водным транспортом, обеспечение баланса и безбарьерного переключения грузов на наземный вид транспорта в несезонный период для внутреннего водного транспорта;
на повышение эффективности регулирования перевозок массовых, контейнерных грузов автомобильным транспортом в субъектах Российской Федерации в целях снижения грузонапряженности наземных магистралей, сокращения времени непроизводительных простоев транспортных средств, повышения скорости доставки грузов, снижения аварийности на автодорогах и улучшения экологии регионов;
на развитие смешанных перевозок с участием внутреннего водного транспорта;
на создание единого оператора Единой глубоководной системы для управления инфраструктурными проектами по внутреннему водному транспорту и развитие механизмов платного использования внутренних водных путей в рамках Единой глубоководной системы;
на обеспечение конкурентоспособности тарифов на перевозку грузов внутренним водным транспортом за счет совершенствования тарифной политики в транспортной отрасли в целом;
на поддержку инициатив региональных исполнительных органов субъектов Российской Федерации по развитию судоходства на боковых и малых реках в восточных регионах Российской Федерации для обеспечения доступности перевозки грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2024 года N 3140-р. - См. предыдущую редакцию)
на использование транспортного потенциала Северного морского пути и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока для обеспечения роста объемов перевозок;
совершенствование тарифной политики в рамках завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
на повышение эффективности деятельности речных портов, включая меры, направленные на приобретение перегрузочной техники для речных портов в целях повышения рентабельности перегрузочных работ, обновления портовой техники, расширения использования экологически безопасных перегрузочных технологий.
Развитие круглогодичного судоходства в акватории Северного морского пути не только обеспечит перевозку грузов сырьевых компаний, но и позволит ему стать полноценным эффективным международным транспортным коридором.
В рамках направления по сбалансированному распределению перевозок грузов между видами транспорта:
будет создана и внедрена единая платформа цифровых сервисов, которая позволит в режиме "одного окна" обеспечить получение полного комплекса услуг для безопасного судоходства;
будет осуществляться совершенствование тарифной политики, направленной на повышение конкурентоспособности перевозок по акватории Северного морского пути;
будут сформированы меры, направленные на развитие контейнерного транзитного грузопотока по Северному морскому пути.