Ключевыми категориями грузов, формирующими грузопоток Северного морского пути, останутся сжиженный природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, железорудное сырье. В перспективе по мере развития инфраструктуры перечень ключевых грузов может дополниться удобрениями, контейнерами. Также перспективными направлениями развития являются каботажные и международные транзитные перевозки.
На горизонте до 2030 и 2035 годов ключевым фактором, влияющим на развитие Северного морского пути, будет развитие навигационно-гидрографического обеспечения судоходства и инфраструктуры портов и терминалов, расположенных в акватории Северного морского пути, в частности:
выполнение гидрографических исследований (съемки рельефа дна) в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и на подходах к ним;
сбор, подготовка и доведение до мореплавателей оперативной информации об изменениях навигационной обстановки и режима плавания в акватории Северного морского пути. Осуществление функций национального координатора информации по безопасности на море в географических районах НАВАРЕА/МЕТАРЕА XX и XXI;
обеспечение непрерывного действия средств навигационного оборудования в соответствии с объявленными режимами работы в акваториях морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и на подходах к ним, выполнение мероприятий по их модернизации и развитию;
обеспечение проведения высокоширотных научно-исследовательских экспедиций;
ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути в замерзающие порты Российской Федерации;
обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории Северного морского пути и неарктических замерзающих морей;
содержание, эксплуатация и развитие инфраструктуры контрольно-корректирующих станций глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающих судоходство в акватории Северного морского пути;
формирование ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, достаточных для обеспечения круглогодичного судоходства в акваториях Северного морского пути, в частности:
строительство не менее 4 универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью по 60 мегаватт каждый;
строительство головного атомного ледокола "Россия" проекта 10510 "Лидер";
строительство ледоколов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ.
В 2019 году объем перевозок по Северному морскому пути составил 31,5 млн. тонн, а к 2030 году ожидается рост до 110 млн. тонн за счет реализации проектов по добыче углеводородного сырья на предприятиях, расположенных вдоль Северного морского пути.
Прогноз грузовых перевозок по сценариям реализации Стратегии представлен в приложении N 4.