4.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 2 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы 2
Повышение эффективности работы заказчиков Санкт-Петербурга, достижение нового качественного уровня осуществления закупок в Санкт-Петербурге, обеспечение открытости и доступности закупок в Санкт-Петербурге осуществляются путем реализации мероприятий подпрограммы 2.
Во исполнение требований части 6 статьи 38 и с учетом положений части 23 статьи 112 Закона о контрактной системе работникам контрактных служб (контрактные управляющие) необходимо иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, в связи с этим осуществляется организация и размещение закупки услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификаций должностных лиц, занятых в сфере закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (за исключением государственных гражданских служащих).
Так в период 2018-2019 годов обучение прошли более 750 должностных лиц, занятых в сфере закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
В 2020 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией обучение по данному направлению не проводилось.
По итогам 2020 года доля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, осуществленных конкурентными способами, в общей сумме осуществленных закупок составила 70%, что соответствует целевому значения показателя государственной программы. Однако, суммарный объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных закупок, в общем объеме контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных закупок, составил 65,5%. Основными причинами признания конкурентных закупок несостоявшимися являются: подача и допуск единственной заявки на участие в закупках либо допуск только одной заявки на участие в закупке. Данные факты обусловлены как отсутствием конкурентной среды в закупках, в том числе в связи с формированием начальной (максимальной) цены контракта, не отражающей реального положения на рынке, так и недостаточным профессионализмом заказчиков.
В целях создания условий для повышения конкуренции в закупках КГЗ проводятся мероприятия по совершенствованию контрактной системы в Санкт-Петербурге за счет типизации и автоматизации закупок, проводимых заказчиками для обеспечения нужд Санкт-Петербурга. Для заказчиков Санкт-Петербурга разработаны методические рекомендации по формированию конкурсной документации, документации об электронном аукционе, проектов технических заданий и контрактов по различным видам закупок. В целях автоматизации закупок разработан и введен в эксплуатацию в подсистеме "Портал 44" государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система государственных закупок Санкт-Петербурга" (далее - АИС ГЗ) функционал по автоматическому формированию технического задания и проекта контракта по ряду закупок.
В целях обеспечения ценовой информацией заказчиков Санкт-Петербурга для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта КГЗ формируются:
обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);
реестр товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
Для определения сметной стоимости работ в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), работ по эксплуатации и содержанию объектов в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга утверждены:
территориальные сметные нормативы на строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный и текущий ремонт, содержание и эксплуатацию объектов в Санкт-Петербурге;
индексы пересчета сметной стоимости строительства объекта, индексы фактической инфляции;
среднемесячный размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли Санкт-Петербурга.
Проводился мониторинг и контроль за обеспечением бесперебойной работы АИС ГЗ, в оперативном режиме принимались управленческие решения в случае сбоев АИС ГЗ. Постоянно проводится координационная работа по модернизации АИС ГЗ и актуализируется руководство пользователя АИС ГЗ.
Государственным унитарным предприятиям Санкт-Петербурга предоставлена возможность осуществлять полномочия заказчика в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе посредством АИС ГЗ.
Модернизирована и рекомендована к использованию заказчиками Санкт-Петербурга подсистема "Электронный магазин" АИС ГЗ.
В АИС ГЗ обеспечена возможность использования заказчиками Санкт-Петербурга каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В целях совершенствования контрактной системы в Санкт-Петербурге разрабатываются и внедряются в АИС ГЗ автоматизированные шаблоны конкурсной документации.
В рамках развития функциональности автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга в целях обеспечения ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в части дальнейшего совершенствования справочника шаблонов конечных каталожных наименований (далее - ККН) проведены работы по модернизации алгоритма формирования ККН в целях реализации возможности по использованию ККН при установлении требований к закупаемым заказчиком товарам в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе.