ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2021 года N 2071

Об утверждении Правил взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"



В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2021 года N 2071

     

Правила взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"



1. Настоящие Правила определяют порядок организации информационного взаимодействия оператора системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и диспетчерских служб с использованием средств системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

"вызов" - вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (сообщение о происшествии или чрезвычайной ситуации), поступление в систему-112 информации, включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения, а также сигналы от установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни и (или) здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;

"диспетчерские службы" - структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, определяемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обеспечивающие прием вызовов по единому номеру "112" от оператора системы-112;

"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

"карточка" - унифицированная карточка информационного обмена -формализованный документ базы данных системы-112, автоматически формируемый в электронном виде с присвоением уникального номера при обращении пользователя услугами связи (далее - заявитель) в систему-112, доступ к которому имеют все диспетчерские службы, привлекаемые к реагированию, а также органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в зоне ответственности которых организовано реагирование;

"оператор системы-112" - организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112, для обеспечения функционирования системы-112, а также приема вызовов по единому номеру "112", их обработки и передачи диспетчерским службам;

"операторский персонал системы-112" - сотрудник (сотрудники) системы-112, входящий (входящие) в состав персонала центра обработки вызовов, резервного центра обработки вызовов и центра обработки вызовов, функционирующего на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, осуществляющий (осуществляющие) прием, обработку и передачу вызовов;

"резервный центр обработки вызовов" - объект системы-112, функционирующий на территории субъекта Российской Федерации, дублирующий функции центра обработки вызовов в целях обеспечения надежности функционирования системы-112 в различных режимах работы;

"система-112" - система, объединяющая силы и средства, предназначенные для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также диспетчерских служб, функционирующая на основании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112;

"средства системы-112" - технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, в том числе региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызовов по единому номеру "112" от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков (далее - датчик) в систему-112;

"центр обработки вызовов" - объект системы-112, функционирующий на территории административного центра или иного муниципального образования субъекта Российской Федерации, обеспечивающий круглосуточный прием вызовов, обработку и передачу в диспетчерские службы информации (о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) для организации реагирования, в том числе экстренного;

"экстренные оперативные службы" - службы или организации, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи заявителю, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, имеющие силы и средства постоянной готовности, предназначенные для экстренного или неотложного реагирования на вызовы.

3. Действие настоящих Правил распространяется на операторов систем-112 и диспетчерские службы.

4. Информационное взаимодействие диспетчерских служб осуществляется:

а) на территории субъекта Российской Федерации с использованием средств системы-112 субъекта Российской Федерации. Средства системы-112 субъекта Российской Федерации обеспечивают взаимодействие с информационными и автоматизированными системами, определенными положением о системе-112 субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе информационными системами органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) на территории Российской Федерации с использованием взаимодействующих средств систем-112 субъектов Российской Федерации.

5. Целями осуществления информационного взаимодействия экстренных служб в рамках системы-112 являются:

а) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, и служб иных организаций, определенных решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - экстренные службы), при вызове с сообщением о происшествии, об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации;

б) формирование средствами системы-112 в автоматизированном режиме информации о вызовах и принятых мерах реагирования на них.

6. При информационном взаимодействии диспетчерских служб в рамках системы-112 решаются следующие задачи:

а) определение состава информации, типа происшествия или признака чрезвычайной ситуации при вызове от пользователя услугами связи или от датчика с сообщением о происшествии, об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации и поступлении этой информации в систему-112;

б) документирование в системе-112 информации о происшествии, об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, о типе происшествия или признаке чрезвычайной ситуации, полученной в том числе от датчиков, других информационных систем и посредством передачи коротких текстовых сообщений, а также данных, необходимых для организации реагирования экстренных служб;

в) выбор диспетчерских служб для организации реагирования;

г) координация действий привлеченных к реагированию экстренных служб;

д) размещение в системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования экстренных служб;

е) информирование взаимодействующих диспетчерских служб об оперативной обстановке;

ж) обмен оперативной и периодической информацией.

7. Участниками информационного взаимодействия в рамках системы-112 являются:

а) оператор системы-112;

б) диспетчерские службы, в том числе органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, единые дежурно-диспетчерские службы и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС";

г) иные информационные системы, определенные положением о системе-112 субъекта Российской Федерации.

8. Контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации об основных результатах реагирования, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных диспетчерских служб, а также информирование взаимодействующих диспетчерских служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляются дежурно-диспетчерским персоналом единой дежурно-диспетчерской службы.

9. В целях организации информационного взаимодействия заключаются соглашения об информационном взаимодействии в рамках системы-112 (далее - соглашение) (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации):

а) между оператором системы-112 и диспетчерскими службами;

б) между оператором системы-112 и единой дежурно-диспетчерской службой;

в) между оператором системы-112 и центром управления в кризисных ситуациях;

г) между оператором системы-112 и оператором Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС", а также операторами иных информационных систем, определенных положением о системе-112 субъекта Российской Федерации;

д) между единой дежурно-диспетчерской службой и диспетчерскими службами муниципальных образований (с каждой диспетчерской службой соответствующего муниципального образования в отдельности).

10. Соглашение в соответствии с настоящими Правилами устанавливает:

а) критерии выбора диспетчерской службы, основные характеристики сведений о происшествии или чрезвычайной ситуации, начале, завершении и об основных результатах реагирования, в том числе их состав, тип, вид, формат, сроки представления. Технологически критерии выбора диспетчерской службы реализуются в функционале системы-112;

б) формы для формирования списка приоритетных телефонных номеров и должностных лиц, ответственных за осуществление информационного взаимодействия между диспетчерскими службами, единой дежурно-диспетчерской службой, центром управления в кризисных ситуациях и операторами взаимодействующих информационных систем в рамках системы-112;

в) регламент информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия.

11. В соответствии с настоящими Правилами разрабатываются следующие документы субъектов Российской Федерации:

а) должностные инструкции для операторского персонала системы-112 и персонала диспетчерских служб;

б) программы обучения операторского персонала системы-112 и персонала диспетчерских служб.

12. Обмен информацией между участниками информационного взаимодействия осуществляется с установленной периодичностью или незамедлительно в соответствии с настоящими Правилами и на основании соглашений.

Информация, передаваемая между диспетчерскими службами в рамках системы-112, подразделяется на оперативную и периодическую.

13. К оперативной информации относятся:

а) информация о вызовах от заявителей или от датчиков;

б) информация диспетчерских служб о результатах реагирования на вызовы;

в) информация по экстренному управлению силами и средствами;

г) экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан;

д) срочная информация о развитии обстановки при чрезвычайной ситуации и происшествиях и о ходе работ по их ликвидации;

е) информация подсистемы мониторинга системы-112;

ж) информация о состоянии сил и средств экстренных служб;

з) справочная и прогнозная информация.

14. К периодической информации относятся:

а) статистическая информация о результатах реагирования экстренных служб на вызовы;

б) статистическая информация о результатах ликвидации и предотвращения происшествий и чрезвычайных ситуаций, материальном ущербе;

в) статистическая информация, которая отражает:

качественные и количественные показатели хода реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации привлеченных экстренных оперативных служб и служб обеспечения жизнедеятельности;

показатели, характеризующие оперативность информационного взаимодействия системы-112 с диспетчерскими и экстренными службами;

сводные показатели, характеризующие действия экстренных служб по результатам реагирования.

15. Информационное взаимодействие между оператором системы-112 и диспетчерскими службами, в том числе голосовое телефонное общение операторского персонала системы-112 и диспетчеров диспетчерских служб при переадресации вызовов, а также обмен оперативной и периодической информацией, осуществляется с использованием средств системы-112.

16. В целях автоматизации процесса информационного взаимодействия диспетчерских служб средства системы-112 обеспечивают выполнение задач, указанных в пункте 6 настоящих Правил, в том числе заполнение и передачу между диспетчерскими службами карточки, включая извещение соответствующей диспетчерской службы о создании, корректировке, закрытии указанной карточки, относящейся к ее компетенции.

17. Голосовое телефонное общение операторов и диспетчеров диспетчерских служб при переадресации вызовов происходит при поступлении вызова в центр обработки вызовов и квалификации его как относящегося к компетенции соответствующей экстренной службы.

Необходимость голосового телефонного общения операторского персонала системы-112 и диспетчеров диспетчерских служб определяется в ходе проведения первичного опроса обратившегося по единому номеру "112" заявителя.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»