Действующий

Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 10 августа 2023 года) (редакция, действующая с 1 марта 2024 года)

IV. Случаи и порядок проведения свидетельской оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации

13. Целью проведения свидетельской оценки является гарантия обеспечения компетентности работников аккредитованного лица в рамках области аккредитации, в том числе посредством оценки наличия у работников аккредитованного лица навыков (в том числе способности работника продемонстрировать на практике выполнение всех этапов работ в области аккредитации, относящихся к его функциональным обязанностям), а также профессиональных знаний (в том числе владения работником знаниями документов, включенных в область аккредитации и систему менеджмента качества аккредитованного лица, способности к самостоятельной оценке и практическому применению указанных документов в своей деятельности, способности обосновать свои практические действия ссылками на соответствующие нормативные документы), а также установление соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и требованиям перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации в условиях реального процесса осуществления деятельности в области аккредитации.

14. Свидетельская оценка проводится экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации, по месту (местам) осуществления аккредитованным лицом деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг (далее - заказчик), в форме наблюдения за выполнением аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с областью аккредитации в виде свидетельской оценки.

15. Мероприятия по свидетельской оценке, порядок их проведения и необходимость осуществления таких мероприятий определяются с учетом:

а) области аккредитации аккредитованного лица;

б) места (мест) осуществления деятельности в области аккредитации;

в) состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации;

г) наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона об аккредитации, результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц;

д) иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности аккредитованного лица в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

16. Перечень мероприятий, проводимых в рамках свидетельской оценки, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия включается в план выездной экспертизы.

17. В ходе свидетельской оценки осуществляется независимый и документированный процесс получения записей, фиксирования фактов или другой соответствующей информации (в том числе фото-и видеоматериалов) и их объективного оценивания.

Организация и проведение свидетельской оценки с учетом схемы аккредитации аккредитованного лица осуществляется в соответствии с руководствами по аккредитации, утверждаемыми национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона об аккредитации.

18. Свидетельская оценка проводится в виде удаленной оценки в случаях:

а) действующих ограничений на передвижение внутри страны (региона);

б) невозможности проведения свидетельской оценки по месту (местам) осуществления аккредитованным лицом деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг, в связи с удаленностью расположения территории указанных лиц, в том числе с отсутствием транспортного сообщения с территорией указанных лиц в запланированный период проведения свидетельской оценки;

в) невозможности завершения выездной оценки на месте осуществления деятельности аккредитованного лица вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);

г) принятия органами государственной власти решений, связанных с мерами безопасности и охраны здоровья населения;

д) отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил;

е) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Свидетельская оценка не проводится в виде удаленной оценки в следующих случаях:

а) отсутствие у аккредитованного лица технической возможности использования программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (при представлении в национальный орган по аккредитации информации, подтверждающей отсутствие такой возможности);

б) наличие у аккредитованного лица внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в связи с осуществлением деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну (при представлении в национальный орган по аккредитации подтверждающих документов).

20. В случае если национальным органом по аккредитации не включается в программу выездной оценки свидетельская оценка на территории заказчика, свидетельская оценка проводится в виде наблюдения экспертной группой за выполнением работ в заявленной области аккредитации в форме смоделированного процесса.

В случае наличия в программе выездной оценки мероприятий по проведению свидетельской оценки на территории заказчика аккредитованное лицо обязано обеспечить посредством согласования с заказчиком условия доступа лиц, участвующих в выездной оценке, на территорию заказчика в целях наблюдения за выполнением аккредитованным лицом работ в области аккредитации на территории заказчика, а также доступ к документам и сведениям заказчика, связанным с проведением свидетельской оценки.

Для этих целей аккредитованное лицо при необходимости заключает с заказчиком договор, содержащий условие о предоставлении лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, соответствующего доступа на территорию заказчика.

21. В случае возникновения обстоятельств, влекущих обоснованную невозможность предоставления доступа экспертной группе и должностным лицам национального органа по аккредитации, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, на территорию заказчика аккредитованное лицо обязано в возможно короткий срок направить в национальный орган по аккредитации и эксперту по аккредитации - руководителю экспертной группы (в случае если осуществлен отбор эксперта по аккредитации):

а) информацию о возникновении обстоятельств, препятствующих проведению свидетельской оценки, и подтверждающие материалы (документы), позволяющие провести объективную оценку указанных обстоятельств;

б) информацию о возможности со стороны аккредитованного лица обеспечить изменение вида проведения свидетельской оценки и (или) заказчика, на территории которого проводится свидетельская оценка, в том числе:

с проведения свидетельской оценки непосредственно на территории заказчика на проведение свидетельской оценки на территории указанного заказчика в виде удаленной оценки;