13. Целью проведения свидетельской оценки является гарантия обеспечения компетентности работников заявителя (аккредитованного лица) в рамках заявленной (расширяемой) области аккредитации, в том числе посредством оценки наличия у работников заявителя (аккредитованного лица) навыков (в том числе способности работника продемонстрировать на практике выполнение всех этапов работ в заявленной области аккредитации, относящихся к его функциональным обязанностям), а также профессиональных знаний (в том числе владения работником знаниями документов, включенных в заявляемую (расширяемую) область аккредитации и систему менеджмента качества заявителя (аккредитованного лица), способности к самостоятельной оценке и практическому применению указанных документов в своей деятельности, способности обосновать свои практические действия ссылками на соответствующие нормативные документы), а также установление соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации и требованиям перечня документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, в условиях реального процесса осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации.
14. Свидетельская оценка проводится экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации, по месту (местам) осуществления заявителем (аккредитованным лицом) деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации и (или) на территории заказчика - лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг (при процедуре аккредитации), или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом (при процедуре расширения области аккредитации) о выполнении работ и (или) оказании услуг, в форме наблюдения за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявляемой (расширяемой) областью аккредитации в виде свидетельской оценки.
15. Мероприятия по свидетельской оценке, порядок их проведения и необходимость осуществления таких мероприятий определяются с учетом:
а) области аккредитации заявителя (аккредитованного лица);
б) места (мест) осуществления деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации;
в) состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации;
г) наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона об аккредитации, результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц (в случае расширения области аккредитации);
д) иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности заявителя (аккредитованного лица) в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
16. Перечень мероприятий, проводимых в рамках свидетельской оценки, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия включается в план выездной экспертизы.
17. В ходе свидетельской оценки осуществляется независимый и документированный процесс получения записей, фиксирования фактов или другой соответствующей информации (в том числе фото-и видеоматериалов) и их объективного оценивания.
Организация и проведение свидетельской оценки с учетом схемы аккредитации заявителя (аккредитованного лица) осуществляется в соответствии с руководствами по аккредитации, утверждаемыми национальным органом по аккредитации в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона об аккредитации.
18. Свидетельская оценка проводится в виде удаленной оценки в случаях:
а) действующих ограничений на передвижение внутри страны (региона);
б) невозможности проведения свидетельской оценки по месту (местам) осуществления заявителем (аккредитованным лицом) деятельности в заявленной (расширяемой) области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем о выполнении работ и (или) оказании услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом о выполнении работ и (или) оказании услуг, в связи с удаленностью расположения территории указанных лиц, в том числе с отсутствием транспортного сообщения с территорией указанных лиц в запланированный период проведения свидетельской оценки;
в) невозможности завершения выездной оценки на месте осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);
г) принятия органами государственной власти решений, связанных с мерами безопасности и охраны здоровья населения;
д) отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил;
е) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Свидетельская оценка не проводится в виде удаленной оценки в следующих случаях:
а) отсутствие у заявителя (аккредитованного лица) технической возможности использования программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь (при представлении в национальный орган по аккредитации информации, подтверждающей отсутствие такой возможности);
б) наличие у заявителя (аккредитованного лица) внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в связи с осуществлением деятельности со сведениями, составляющими государственную тайну (при представлении в национальный орган по аккредитации подтверждающих документов).
20. В случае если национальным органом по аккредитации не включается в программу выездной оценки свидетельская оценка на территории заказчика, свидетельская оценка проводится в виде наблюдения экспертной группой за выполнением работ в заявленной области аккредитации в форме смоделированного процесса.
В случае наличия в программе выездной оценки мероприятий по проведению свидетельской оценки на территории заказчика заявитель (аккредитованное лицо) обязаны обеспечить посредством согласования с заказчиком условия доступа лиц, участвующих в выездной оценке, на территорию заказчика в целях наблюдения за выполнением заявителем (аккредитованным лицом) работ в области аккредитации на территории заказчика, а также доступ к документам и сведениям заказчика, связанным с проведением свидетельской оценки.
Для этих целей заявитель (аккредитованное лицо) при необходимости заключают с заказчиком договор, содержащий условие о предоставлении лицам, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, соответствующего доступа на территорию заказчика.
21. В случае возникновения обстоятельств, влекущих обоснованную невозможность предоставления доступа экспертной группе и должностным лицам национального органа по аккредитации, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, на территорию заказчика заявитель (аккредитованное лицо) обязан (обязано) в возможно короткий срок направить в национальный орган по аккредитации и эксперту по аккредитации - руководителю экспертной группы (в случае если осуществлен отбор эксперта по аккредитации):
а) информацию о возникновении обстоятельств, препятствующих проведению свидетельской оценки, и подтверждающие материалы (документы), позволяющие провести объективную оценку указанных обстоятельств;
б) информацию о возможности со стороны заявителя (аккредитованного лица) обеспечить изменение вида проведения свидетельской оценки и (или) заказчика, на территории которого проводится свидетельская оценка, в том числе:
с проведения свидетельской оценки непосредственно на территории заказчика на проведение свидетельской оценки на территории указанного заказчика в виде удаленной оценки;