МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2021 года N ТВ-1913/02

О направлении методических рекомендаций



В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет актуальные методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей для использования в работе в 2022 и последующих годах.

Т.В.Васильева



Приложение



Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей



1. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей".

Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций для использования при планировании работы, в том числе в части развития материально-технической базы и образовательной среды, совершенствования методики и подходов к организации образовательной деятельности по образовательным программам общего и дополнительного образования.

Целями создания Центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология". Центры "Точка роста" обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.

Создание Центров "Точка роста" осуществляется на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, при этом в первую очередь создание Центров "Точка роста" рекомендуется осуществлять в организациях, показывающих низкие образовательные результаты.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Центры "Точка роста") рекомендуется применять положения, установленные настоящими Рекомендациями.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров "Точка роста" осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.

2. Порядок создания Центров "Точка роста"

     2.1. Нормативное обеспечение создания Центров "Точка роста"


Центры "Точка роста" могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Реализация в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста" сопровождается изданием нормативного(-ых) правового(-ых) акта(-ов) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который(-е) определяют:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Центров "Точка роста" на территории субъекта Российской Федерации (Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров "Точка роста" согласно Приложению 1* к настоящим Рекомендациям (комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра "Точка роста").

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении 1 к Рекомендациям, утверждает:

- должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центров "Точка роста";

- перечень показателей и индикаторов, соответствующих приведенным в Приложении 2* к настоящим Рекомендациям, их значений;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание Центров "Точка роста" (по форме, представленной в Приложении 3*);

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- типовое Положение о Центре образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (Приложение 4*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Общеобразовательная организация, на базе которой обеспечивается создание Центра "Точка роста", издает локальный нормативный акт (локальные нормативные акты):

- о создании Центра "Точка роста";

- о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Центра "Точка роста";

- об утверждении Положения о деятельности Центра "Точка роста" (типовая форма Положения о деятельности Центра "Точка роста" представлена в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям).

Положение о деятельности Центра "Точка роста" должно отражать его основные характеристики, в том числе:

- цели и задачи создания и функционирования Центра "Точка роста", определенные с учетом положений настоящих Рекомендаций и специфики общеобразовательной организации;

- информацию о месторасположении Центра "Точка роста" (адрес, доступность);

- перечень показателей и индикаторов деятельности Центра "Точка роста" и их значения на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);

- основные функции Центра "Точка роста";

- порядок управления и организации образовательной деятельности Центра "Точка роста";

- иные параметры, соответствующие положениям настоящих Рекомендаций.

Создание центра "Точка роста" на базе общеобразовательной организации допускается как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.

Региональный координатор не позднее дня открытия Центра "Точка роста" обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр "Точка роста" официального сайта общеобразовательной организации в сети "Интернет" информации о создании и функционировании Центра "Точка роста", в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Центра "Точка роста", планируемом режиме занятий обучающихся, планируемых мероприятиях.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центров "Точка роста" в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному оператору концепции создания и функционирования таких Центров.

     2.2. Материально-техническое обеспечение создания Центров "Точка роста"


Основными направленностями реализации программ Центров "Точка роста" являются естественно-научная и технологическая. Перечень направленностей реализуемых программ и соответствующих средств обучения и воспитания может дополняться и расширяться в каждой из общеобразовательных организаций, на базе которых создаются Центры "Точка роста". Средства обучения и воспитания рассчитаны на широкий спектр способов и методов применения в учебном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании.

Создание центра "Точка роста" предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:

- средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология";

- оборудованием для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей и т.д.

- компьютерным и иным оборудованием.

Региональному координатору рекомендуется осуществлять мероприятия по оснащению общеобразовательных организаций оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания с учетом положений настоящих методических рекомендаций, а также регламента, определяемого Федеральным оператором (далее - Регламент).

Для целей обеспечения возможности осуществления Федеральным оператором единой комплексной методической поддержки и методического сопровождения субъектов Российской Федерации по достижению результатов и показателей федерального проекта, а также включения создаваемой региональным координатором инфраструктуры в единую технологическую среду национального проекта "Образование" рекомендуется региональному координатору при определении минимально необходимых функциональных и технических требований и минимального количества оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания (далее - инфраструктурный лист) учитывать рекомендуемый примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (Приложение 5*), а также перед утверждением инфраструктурного листа получить заключение Федерального оператора о соответствии его единой технологической среде национального проекта "Образование". При оснащении малокомплектных общеобразовательных организаций объем единиц средств обучения и воспитания представляется в меньшем количестве.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

При формировании инфраструктурного листа рекомендуется выбор средств обучения и воспитания не менее чем по трем учебным предметам ("Физика", "Химия", "Биология") и компьютерного оборудования. Оставшиеся по итогам определения обязательного оборудования средства, предусмотренные для оснащения Центра "Точка роста", рекомендуется распределить на приобретение дополнительного оборудования, входящего в рекомендуемый перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания (Приложение 5 к методическим рекомендациям).

Регламент включает в себя:

- рекомендуемые подходы к формированию примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, минимально необходимых функциональных и технических характеристик;

- порядок мониторинга федеральным оператором создаваемой региональными координаторами инфраструктуры нацпроекта "Образование", осуществляемого в целях оценки использования субсидии из федерального бюджета с учетом обязательств по достижению значений результатов использования данной субсидии субъектами Российской Федерации;

- рекомендуемые подходы к организации закупочной деятельности с учетом действующего законодательства.

Федеральный оператор обеспечивает утверждение Регламента не позднее 30 календарных дней с даты утверждения настоящих рекомендаций. При внесении изменений в Регламент Федеральный оператор информирует региональных координаторов информационным письмом.

Общеобразовательным организациям, на базе которых создаются и функционируют Центры "Точка роста", рекомендуется соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.

Проектирование, зонирование помещений общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть путем выделения соответствующих функциональных зон для эффективного размещения и использования оборудования, средств обучения и воспитания Центра "Точка роста".

Центр "Точка роста" представляет собой совокупность учебных помещений для реализации образовательных программ и размещения оборудования естественно-научной и технологической направленностей (для проведения лабораторных и практических занятий естественно-научной и технологической направленностей), а также при возможности функциональные зоны для организации проектной деятельности и групповой работы. Учебные помещения центра "Точка роста" рекомендуется формировать на базе действующих учебных кабинетов (физики, химии, биологии, технологии, информатики).

Набор помещений и пространств Центров "Точка роста" может быть расширен в зависимости от имеющихся в общеобразовательной организации условий, а также в случае расширения перечня направлений образовательных программ, планируемых к реализации на базе Центров "Точка роста". Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии и пр.) Центра "Точка роста" целесообразно располагать в пределах одного здания общеобразовательной организации. Не допускается размещение на площадях в других зданиях.

Проектирование, зонирование помещений Центров "Точка роста" и определение дизайн-решений осуществляется с учетом руководства по проектированию центров "Точка роста", разрабатываемого Федеральным оператором.

При проектировании, зонировании помещений Центров "Точка роста" следует учитывать особенности оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, которым будет обеспечиваться общеобразовательная организация.

     2.3. Кадровое обеспечение создания Центров "Точка роста"


Региональный координатор осуществляет регулярный мониторинг деятельности Центров "Точка роста" в субъекте Российской Федерации. Контроль за результативностью функционирования Центра "Точка роста" в общеобразовательной организации осуществляет руководитель данной организации.

Образовательную деятельность на базе Центра "Точка роста" осуществляют педагогические работники общеобразовательной организации. Кадровое обеспечение Центра "Точка роста" осуществляется с учетом устанавливаемого руководителем штатного расписания, действующих локальных нормативных актов, в том числе об оплате труда и выплатах стимулирующего характера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»