ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2021 года N 1974
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2157; 2019, N 14, ст.1555; 2020, N 15, ст.2263; 2021, N 15, ст.2569).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
Государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 311
в редакции постановления
Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2021 года N 1974)
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. Близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций является как конкурентным преимуществом региона, так и недостатком в связи с имеющимися ограничениями в социальной, экономической, транспортной, энергетической и информационной сферах на территории Калининградской области.
Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в Калининградской области реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа), мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении последних 5 лет Калининградская область демонстрирует высокие темпы социально-экономического развития.
В период с 2013 по 2019 год включительно отмечается стабильный рост объема валового регионального продукта Калининградской области. По оценке, валовый региональный продукт в 2019 году в сопоставимых ценах к уровню 2013 года вырос на 12,8 процента, а в среднем по субъектам Российской Федерации увеличился на 8 процентов, а прирост валового внутреннего продукта за этот период составил 4,9 процента.
Отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения - в 2019 году он составил 515,9 тыс. рублей, что в 1,8 раза превышает уровень 2013 года.
В 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции отмечается ухудшение динамики экономических показателей. Так, валовый внутренний продукт Российской Федерации в сопоставимых ценах составил 97 процентов. Из-за особенностей географического положения и сохраняющейся высокой зависимости от поставок сырья и комплектующих промышленный комплекс Калининградской области оказался в более сложном положении по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, что привело к снижению валового регионального продукта Калининградской области, который в сопоставимых ценах составил 95,7 процента к уровню 2019 года.
В Калининградской области в 2020 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах к уровню 2013 года составил 108,2 процента. По сравнению с 2019 годом его значение снизилось на 6,2 процента. Промышленные предприятия столкнулись с задержкой поставок комплектующих из Китая, Южной Кореи и стран Европы. Кроме того, возникли трудности с реализацией продукции, в том числе на экспорт.
В 2021 году в промышленности региона наблюдаются заметные компенсационные процессы. В январе - июле 2021 г. индекс обрабатывающих производств составил 110,6 процента (по Российской Федерации - 105,6 процента).
В последние годы обеспечен существенный рост доходной базы региона. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 3 года подряд опережает среднероссийскую. По итогам 2020 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились на 8,6 процента. Калининградская область занимает 9-е место по динамике этих доходов среди регионов, в среднем по субъектам Российской Федерации поступления снизились на 1,8 процента.
Инвестиции в основной капитал за 2020 год составили 97,5 млрд. рублей или 91,8 процента к 2019 году в сопоставимых ценах (по Российской Федерации - 98,6 процента). Снижение объема инвестиций вызвано переносом сроков ввода новых производств, а также завершением ряда крупных проектов в предыдущем отчетном периоде.
По предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2020 году составил 77,3 тыс. рублей, что в целом соответствует уровню 2019 года.
Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год составлял 6 процентов, то в 2019 году он снизился до 4,4 процента. В 2020 году, как и в большинстве других субъектов Российской Федерации, ситуация изменилась. По итогам 2020 года уровень безработицы в среднем за год составил 5,9 процента. В 2021 году отмечается стабилизация ситуации - уровень безработицы по методологии Международной организации труда составил 5 процентов по итогам мая - июля, что соответствует среднероссийскому уровню.
В части регистрируемой безработицы ситуация сложилась следующим образом. На конец 2015 года численность безработных граждан, стоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6,6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016-2019 годов она снизилась до 4 тыс. человек. В 2020 году в Калининградской области, так же как и по всей стране, наблюдался резкий всплеск регистрируемой безработицы. На конец 2020 года численность официально зарегистрированных безработных граждан выросла до 30,7 тыс. человек. По состоянию на 1 августа 2021 г. численность безработных снизилась до 8,7 тыс. человек.
Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем сохраняется отставание по данному показателю от среднероссийского уровня.
Благодаря принятым антикризисным мерам, включая программы предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства и промышленным предприятиям, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию первоочередных расходов, удалось не допустить снижения доходов населения.
Отмечается улучшение показателей качества жизни населения, что в том числе обеспечено за счет реализации таких мероприятий, как создание современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах области.
Отмечается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. По состоянию на 1 января 2021 г. численность постоянного населения составила 1018,6 тыс. человек и увеличилась с начала 2020 года более чем на 6 тыс. человек. По величине миграционного прироста в расчете на 10 тыс. человек Калининградская область входит в число лидеров в Российской Федерации. Если в среднем по стране коэффициент миграционного прироста в 2020 году составил 8,5 на 10 тыс. человек населения, в Калининградской области его значение составляет 101,1 на 10 тыс. человек населения.
В период с 2014 по 2019 год отмечалось ежегодное снижение смертности населения. В 2019 году смертность населения достигла минимального значения за более чем десятилетний период - 11,8 умершего на 1000 человек населения.
В 2020 году в период пандемии коронавирусной инфекции смертность населения выросла до 13,2 умершего на 1000 человек населения. Однако по сравнению с общероссийскими значениями ситуация в отношении показателя смертности в Калининградской области заметно лучше (14,6 умершего на 1000 человек населения).
В 2020 году, несмотря на общий рост смертности, показатель младенческой смертности в регионе существенно снизился до 3,8 умершего в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (в 2014 году - 7,9 умершего в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми), что ниже среднероссийских значений (4,5 умершего в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми).
Коэффициент естественной убыли по итогам 2020 года составил 4,1 на 1000 человек населения, что ниже среднероссийского уровня (4,8 на 1000 человек населения).
Рост смертности населения повлиял на динамику показателя ожидаемой продолжительности жизни. В 2020 году значение показателя составило 72,9 года (в 2019 году - 73,56 года). Тем не менее уровень ожидаемой продолжительности жизни в Калининградской области сложился выше среднероссийского. Среди российских регионов по этому показателю Калининградская область занимает 11-е место.
Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области составили 28,9 тыс. рублей, номинальная начисленная заработная плата работников организаций - 36,6 тыс. рублей, что стабильно ниже среднероссийских значений - 35,7 тыс. рублей и 51,4 тыс. рублей соответственно.
В Калининградской области сохраняется устойчивая тенденция снижения загрузки мощностей транспортной инфраструктуры, что свидетельствует о недостаточных мерах по развитию транспортно-логистического комплекса региона и создает существенные риски практически полного падения грузооборота в краткосрочной перспективе.
Калининградская область становится еще более неконкурентоспособной по отношению к другим российским портам ввиду зависимости затрат экспортера от железнодорожных тарифов на перевозку грузов по белорусским и литовским железным дорогам. На сегодняшний день дискриминационные тарифы выступают основным фактором, ограничивающим грузооборот калининградских портов, что особенно остро проявляется при значительных колебаниях на валютном рынке.
Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось на 10 процентов (с 14 млн. тонн в 2013 году до 12,6 млн. тонн в 2020 году), а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, сократилось на 24 процента (с 13,7 млн. тонн в 2013 году до 10,4 млн. тонн в 2020 году).
В условиях крайне сложной эпидемиологической обстановки и значительного сокращения оборота международных автомобильных перевозок железнодорожный транспорт также жизненно необходим для решения задач продовольственной безопасности населения региона. С учетом роста стоимости перевозки энергоресурсов - угля, сжиженного газа, нефтепродуктов растут тарифы на коммунальные услуги. В связи с этим завышенная стоимость транзита по территориям Литвы и Белоруссии заметно влияет на ухудшение качества жизни жителей Калининградской области.
В значительной степени негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области оказывают нерешенные проблемы обеспечения транспортной доступности, сложности в реализации важных инфраструктурных проектов, недостаточно эффективное использование имеющихся экономических инструментов для развития региона. Требуется принятие комплексных решений указанных проблем.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, определены основные направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, характеризующимся эксклавным положением, к которым отнесена и Калининградская область. В число приоритетных направлений, обозначенных в указанной Стратегии, которые, в свою очередь, являются приоритетами в сфере реализации Программы, входят:
обеспечение транспортной безопасности;
обеспечение уровня жизни, сопоставимого (или выше) с общероссийским уровнем жизни (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза);
обеспечение темпов экономического роста, сопоставимых (или выше) с общероссийскими темпами экономического роста (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с темпами экономического роста в приграничных странах Европейского союза);
сохранение существующих особых режимов ведения предпринимательской деятельности.
Программа реализуется в качестве комплексной программы, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики на территории Калининградской области.
Целями государственной политики в сфере реализации Программы являются:
обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста среднегодовой численности населения на уровне 1045 тыс. человек в 2025 году;
обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 39,5 тыс. рублей к 2025 году.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Для достижения цели Программы "Обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста численности населения на уровне 1045 тыс. человек в 2025 году" предусмотрено решение следующих задач:
развитие социальной сферы;
развитие транспортной, инженерной и иной инфраструктуры.
Для достижения цели Программы "Обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 39,5 тыс. рублей к 2025 году" предусмотрено решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Программа способствует решению следующих задач национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек и реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" - создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года;
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов и улучшение качества городской среды в полтора раза;
в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы
В Калининградской области функционирует особая экономическая зона на всей территории области, которая является реальным действующим механизмом привлечения инвестиций в регион, повышения налоговой базы, создания новых рабочих мест, а также обеспечения темпов экономического роста и качества жизни.
Территориальная удаленность от основной части Российской Федерации определяет необходимость не только укрепления социально-экономических связей и обеспечения доступности прямой транспортной связи (морской и авиационной), но и повышения уровня жизни населения региона до сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза.