МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2021 года N ТВ-1914/02

О направлении методических рекомендаций



В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет актуальные методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций для использования в работе в 2022 и последующих годах.

Т.В.Васильева



Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций

1. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны с целью обеспечения единых организационных и методических условий создания детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций (далее - Школьный Кванториум) и общих подходов к их функционированию в целях обеспечения в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе общих подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "На базе общеобразовательных организаций созданы и функционируют детские технопарки "Кванториум".

Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций для использования при планировании работы, в том числе в части развития материально-технической базы и образовательной среды, совершенствования методики и подходов к организации образовательной деятельности по образовательным программам общего и дополнительного образования.

Целью создания Школьного Кванториума является развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций и совершенствование организационно-содержательных условий для расширения содержания общего образования и реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих развитие у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, а также повышения качества образования.

Создание Школьных Кванториумов обеспечивает решение следующих задач:

- организация образовательной деятельности по учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, обеспечение вариативности курсов внеурочной деятельности;

- углубленное освоение и практическая отработка учебного материала по предметным областям "Естественно-научные предметы" ("Естественные науки"), "Математика и информатика", "Технология" и другим предметным областям;

- повышение охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием и расширение перечня реализуемых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей с применением современного оборудования, средств обучения и воспитания, в том числе направленных на практическое применение содержания основных образовательных программ общего образования;

- проведение профориентационной деятельности с обучающимися, проведение и организация участия обучающихся во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и иных событиях естественно-научной и технологической направленностей.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Школьных Кванториумов рекомендуется использовать положения, установленные настоящими Рекомендациями.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Школьных Кванториумов осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.

2. Порядок создания Школьного Кванториума


Школьные Кванториумы могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

В случае создания Школьного Кванториума за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Современная школа" субъектом Российской Федерации должны быть соблюдены следующие условия:

- создание Школьных Кванториумов осуществляется в городах с населением не менее 50 тысяч человек на базе общеобразовательных организаций (создание Школьных Кванториумов в городах с населением менее 50 тысяч человек допускается при согласовании с Министерством просвещения Российской Федерации и (или) Федеральным оператором);

- общеобразовательная организация, на базе которой создается Школьный Кванториум, оснащена базовым оборудованием, средствами обучения и воспитания, которые соответствуют перечню, представленному в приложении 1* к настоящим Рекомендациям;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- в общеобразовательной организации имеются специализированные учебные кабинеты по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология" (рекомендуется также наличие помещений, используемых для проектной и совместной деятельности обучающихся, либо помещений, которые возможно переоборудовать для данных целей);

- численность обучающихся общеобразовательной организации составляет не менее 500 человек;

- общеобразовательная организация имеет лицензию на дополнительное образование детей.

Создание Школьного Кванториума допускается как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.

В целях создания Школьных Кванториумов в субъекте Российской Федерации проводится ряд следующих мероприятий:

1) утверждение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и образовательных организаций, регламентирующих создание и функционирование Школьных Кванториумов;

2) подготовка помещений общеобразовательных организаций для размещения Школьного Кванториума с учетом руководства по зонированию и дизайну образовательного пространства, утверждаемого Федеральным оператором;

3) проведение закупок для оснащения Школьных Кванториумов оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также получение, установка и наладка оборудования для оснащения Школьных Кванториумов;

4) кадровое обеспечение деятельности Школьного Кванториума и организация повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, обеспечивающих образовательную деятельность на базе Школьного Кванториума;

5) обновление содержания основных общеобразовательных программ, программ дополнительного образования с учетом применения ресурсов Школьных Кванториумов, формирование плана образовательных мероприятий;

6) обеспечение информационного сопровождения открытия Школьного Кванториума, в том числе с привлечением средств массовой информации;

7) планирование субъектом Российской Федерации мероприятий по организационно-методической поддержке и финансовому обеспечению функционирования и развития Школьных Кванториумов;

8) ежеквартальный мониторинг функционирования Школьных Кванториумов.

Создание Школьного Кванториума осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий и сроками, установленными в Приложении 2* к Рекомендациям. Выполнение каждого мероприятия предполагает формирование, согласование (при необходимости) и утверждение соответствующих документов.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1. Утверждение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и образовательных организаций, регламентирующих создание и функционирование Школьных Кванториумов

Реализация в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию и функционированию Школьных Кванториумов сопровождается изданием нормативного(ых) правового(ых) акта(ов) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который(е) определяют:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Школьных Кванториумов на территории субъекта Российской Федерации (Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Школьного Кванториума согласно Приложению 2 к настоящим Рекомендациям (комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Школьного Кванториума).

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям, утверждает Концепцию по созданию и функционированию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации Школьных Кванториумов, включающую основные характеристики Школьных Кванториумов, в том числе:

- перечень (по форме, представленной в Приложении 3* к Рекомендациям) общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание Школьных Кванториумов;

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- месторасположение Школьных Кванториумов (адрес, планируемая площадь помещений, доступность);

- перечень показателей и индикаторов деятельности Школьного Кванториума в соответствии с Приложением 4* к настоящим Рекомендациям и их значения.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Для осуществления общего контроля за созданием Школьных Кванториумов и обеспечения взаимодействия с Федеральным оператором Региональным координатором должно быть назначено должностное лицо, ответственное за координацию и сопровождение мероприятий по созданию и функционированию в субъекте Российской Федерации Школьных Кванториумов. Указанное лицо должно обеспечивать предоставление документов и необходимой информации в соответствии с установленными настоящими Рекомендациями сроками, а также по запросам Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального оператора.

Общеобразовательная организация издает локальный нормативный акт (локальные нормативные акты):

- о создании Школьного Кванториума;

- о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Школьного Кванториума;

- об утверждении Положения о деятельности Школьного Кванториума, включающего функции Школьного Кванториума (типовая форма Положения о деятельности Школьного Кванториума представлена в Приложении N 5* к настоящим Рекомендациям).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Положение о деятельности Школьного Кванториума должно отражать его основные характеристики, в том числе:

- цели и задачи создания и функционирования Школьного Кванториума, определенные с учетом положений настоящих Рекомендаций и специфики общеобразовательной организации;

- информацию о месторасположении Школьного Кванториума (адрес, доступность);

- перечень показателей и индикаторов деятельности Школьного Кванториума и их значения на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);

- основные функции Школьного Кванториума;

- порядок управления и организации образовательной деятельности Школьного Кванториума;

- иные параметры, соответствующие положениям настоящих Рекомендаций.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Школьного Кванториума за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление Федеральному оператору концепции создания и функционирования такого Школьного Кванториума.

2.2. Подготовка помещений общеобразовательных организаций для размещения Школьного Кванториума с учетом сформированного проекта зонирования и дизайна образовательного пространства

Общеобразовательные организации, на базе которых создаются и функционируют Школьные Кванториумы, должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.

Проектирование, зонирование помещений общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть путем выделения соответствующих функциональных зон для эффективного размещения и использования оборудования, средств обучения и воспитания Школьного Кванториума.

Школьный Кванториум должен включать не менее трех учебных помещений для реализации образовательных программ и размещения оборудования естественно-научной и технологической направленностей (для проведения лабораторных и практических занятий естественно-научной и технологической направленностей), а также функциональные зоны для организации проектной деятельности и групповой работы.

Набор помещений и пространств Школьных Кванториумов может быть расширен в зависимости от имеющихся в общеобразовательной организации условий, а также в случае расширения перечня направлений образовательных программ, планируемых к реализации на базе Школьного Кванториума. При организации образовательного пространства Школьного Кванториума рекомендуется формирование зон для проектной деятельности, коворкинга и иных образовательных, досуговых и административных пространств.

Габариты и общая площадь пространств Школьного Кванториума зависят от численности контингента обучающихся общеобразовательной организации и действующих Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. В помещениях Школьного Кванториума рекомендуется обеспечить бесплатный беспроводной доступ к сети "Интернет" (Wi-Fi), электроснабжение.

Функциональные зоны Школьного Кванториума целесообразно размещать на базе функционирующих кабинетов физики, химии и биологии, по возможности в смежных помещениях. Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии, проектной деятельности) Школьного Кванториума необходимо располагать в пределах одного здания общеобразовательной организации. Не допускается размещение на площадях в других зданиях.

Рекомендуется размещать все помещения Школьного Кванториума на одном этаже.

Проектирование и зонирование помещений необходимо осуществлять согласно современным и актуальным стандартам проектирования и зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии и другие), учитывая руководство по проектированию Школьного Кванториума, утвержденное Федеральным оператором. При проектировании, зонировании помещений Школьного Кванториума следует учитывать особенности оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, которыми будет обеспечиваться общеобразовательная организация.

Федеральным оператором оказывается консультативно-методическая поддержка региональных координаторов в части формирования проектов зонирования и дизайна образовательных пространств Школьных Кванториумов.

2.3. Проведение закупок для оснащения Школьных Кванториумов оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также получение, установка и наладка оборудования для оснащения Школьных Кванториумов

Школьный Кванториум включает в себя комплекс условий по оснащению общеобразовательной организации оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания, в том числе высокотехнологичным современным оборудованием, для реализации предметных областей "Естественно-научные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", а также программ дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»