ПРИКАЗ
от 22 сентября 2021 года N 662
(с изменениями на 15 сентября 2022 года)
(редакция, действующая с 1 января 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минпросвещения России от 15 апреля 2022 года N 244 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2022, N 0001202205240005);
приказом Минпросвещения России от 15 сентября 2022 года N 838 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2022, N 0001202210170049) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минпросвещения России от 15 сентября 2022 года N 838).
____________________________________________________________________
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191)
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (приложение N 1).
1.2. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (приложение N 2).
2. Установить, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, определяемые с соблюдением общих требований, утверждаемых настоящим приказом, применяются при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июня 2022 года приказом Минпросвещения России от 15 апреля 2022 года N 244. - См. предыдущую редакцию)
3. Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:
от 20 ноября 2018 г. N 235 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2018 г., регистрационный N 52960);
от 20 ноября 2018 г. N 237 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52928).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Николаева А.В.
Министр
С.С.Кравцов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 ноября 2021 года,
регистрационный N 65811
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 сентября 2021 года N 662
Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением
(с изменениями на 15 сентября 2022 года)
1. Определение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее - нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг, государственные (муниципальные) услуги, государственное задание) услуг федеральными государственными учреждениями, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями осуществляется в соответствии с порядками финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленными соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с положениями абзаца первого пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191), и с соблюдением настоящих Общих требований.
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) применяет порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, установленный для федеральных государственных учреждений в соответствии с положениями глав II-III настоящих Общих требований, либо порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) на основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191).
3. Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги определяются:
исходя из содержащейся в общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, в соответствующих региональных перечнях (классификаторах) государственных (муниципальных) услуг и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) (далее - Перечень) информации о содержании и (или) условиях (формах) оказания государственной (муниципальной) услуги;
на основе базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.
4. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг рассчитываются на единицу показателя объема оказания государственной (муниципальной) услуги, установленного в Перечне.
5. При расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.
6. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, а также для дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в соответствии с частью 2 статьи 88 и частью 4 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.
7. Нормативные затраты на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги () определяются по формуле:
, где:
- объем затрат j-той составляющей нормативов затрат на оказание i-той государственной (муниципальной) услуги.
8. Размер затрат по j-той составляющей нормативных затрат на оказание единицы i-той государственной (муниципальной) услуги определяется по формуле:
, где:
- размер j-той составляющей базовых нормативов затрат на оказание i-той государственной (муниципальной) услуги;
- значение территориального корректирующего коэффициента для j-той составляющей базовых нормативов затрат на оказание i-той государственной (муниципальной) услуги, который применяется к составляющим базового норматива затрат:
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги;
затраты на коммунальные услуги;
затраты на содержание недвижимого имущества;
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала, и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции);
- произведение значений (с) отраслевых корректирующих коэффициентов для j-той составляющей базовых нормативов затрат на оказание i-той государственной (муниципальной) услуги по h-тому отраслевому корректирующему коэффициенту.
9. Базовый норматив затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги состоит из базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, и базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной (муниципальной) услуги.
10. В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, включаются:
затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;
затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования в целях создания источника финансового обеспечения их приобретения, создания, модернизации и (или) дооборудования, не включенные в состав затрат, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта;
затраты на коммунальные услуги в части имущества, используемого в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
затраты на содержание объектов недвижимого имущества, используемого в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги.
11. В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной (муниципальной) услуги включаются:
затраты на коммунальные услуги в части имущества, необходимого для общехозяйственных нужд;
затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, а также затраты на аренду указанного имущества;
затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, а также затраты на аренду указанного имущества;
затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;
затраты на приобретение услуг связи;
затраты на приобретение транспортных услуг;
затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги;
затраты на прочие общехозяйственные нужды.
12. Состав затрат в базовых нормативах затрат может варьироваться для разных государственных (муниципальных) услуг с учетом особенностей их реализации.
13. Затраты на обеспечение форменной одеждой, иным вещевым имуществом (обмундированием) и питанием обучающихся, осваивающих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, и осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, рассчитанные по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями в соответствии с частью 3 статьи 37 и частью 5 статьи 38 Федерального закона N 273-ФЗ, не включаются в нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования.
14. При определении базового норматива затрат рассчитываются затраты, необходимые для оказания государственной (муниципальной) услуги, с соблюдением показателей отраслевой специфики, отраслевой корректирующий коэффициент при которых принимает значение, равное единице.
15. Значения базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги утверждаются федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, наделенным полномочиями определять и утверждать базовые нормативы затрат в соответствии с порядками, принятыми на основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Уполномоченный орган).
16. Значение базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги утверждается в разрезе составляющих базового норматива затрат.
16_1. Базовый норматив затрат на оказание муниципальных услуг по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в расчете на одного обучающегося в части затрат на оплату труда работников, используемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении объема субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - муниципальные общеобразовательные организации, субвенции), не может быть менее базового норматива затрат, рассчитанного в соответствии с настоящими Общими требованиями.