Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 20 сентября 2021 года N 798

Об утверждении Общего положения о таможне

(с изменениями на 21 ноября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФТС России от 21 ноября 2022 года N 939 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2022, N 0001202212160006).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 6 статьи 253 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082), пунктом 1 и подпунктом 5.39 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст.3146, N 26, ст.4962),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Общее положение о таможне.

2. Таможням осуществлять деятельность на основании Общего положения о таможне, указанного в пункте 1 настоящего приказа.

3. Признать утратившими силу:

1) приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. N 833 "Об утверждении Общего положения о таможне" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2018 г., регистрационный N 52281);

2) пункт 2 приложения к приказу ФТС России от 6 февраля 2019 г. N 197 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 4 марта 2019 г., регистрационный N 53945);

3) пункт 2 приложения к приказу ФТС России от 30 августа 2019 г. N 1368 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56003);

4) пункт 2 приложения к приказу ФТС России от 24 июля 2020 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ФТС России по вопросам организации деятельности таможенных органов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 2020 г., регистрационный N 59416).

4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Струкова А.Б.

Руководитель
В.И.Булавин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

22 октября 2021 года,

регистрационный N 65549

     

     Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФТС России
от 20 сентября 2021 года N 798

     

Общее положение о таможне

(с изменениями на 21 ноября 2022 года)

     

I. Общие положения

1. Таможня является территориальным органом ФТС России, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенный орган) и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнение функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением.

2. В зависимости от функциональных полномочий, определенных настоящим положением:

таможня в регионе своей деятельности обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России, которые в части совершения таможенных операций связаны с таможенным декларированием товаров, в том числе в электронной форме (далее - таможня);

таможня в регионе своей деятельности обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России, которые в части совершения таможенных операций связаны с таможенным декларированием товаров исключительно в электронной форме (далее - электронная таможня);

таможня в регионе своей деятельности обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России, которые в части совершения таможенных операций не связаны с таможенным декларированием товаров в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 29 пункта 11 настоящего положения (далее - таможня фактического контроля).

3. Регион деятельности таможни, электронной таможни и таможни фактического контроля определяет ФТС России.

4. Таможня, электронная таможня и таможня фактического контроля в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами ненормативного характера регионального таможенного управления (далее - РТУ), которому подчинена таможня, электронная таможня и таможня фактического контроля, настоящим положением, а также международными договорами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

5. Таможня, электронная таможни и таможня фактического контроля осуществляют свою деятельность непосредственно и через подчиненные таможенные посты, в том числе таможенные посты, реализующие функции по электронному таможенному декларированию (центры электронного декларирования) (далее соответственно - таможенные посты, ЦЭД), во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

6. Таможня осуществляет руководство деятельностью таможенных постов (ЦЭД) и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

7. Электронная таможня осуществляет руководство деятельностью ЦЭД и является по отношению к нему вышестоящим таможенным органом.

8. Таможня фактического контроля осуществляет руководство деятельностью таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

II. Полномочия

9. Таможня, электронная таможня и таможня фактического контроля осуществляют следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:

1) обеспечение исполнения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

2) организацию работы и контроль деятельности таможенных постов (ЦЭД) по вопросам обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;

3) организацию работы по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Евразийского экономического союза;

4) обеспечение мер по защите национальной безопасности государств - членов Евразийского экономического союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

5) мониторинг работоспособности системы межведомственного электронного взаимодействия;

6) ведение учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций;

7) методическое сопровождение совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля уполномоченными должностными лицами таможни, электронной таможни, таможни фактического контроля и таможенных постов (ЦЭД);

8) взаимодействие с территориальными органами валютного контроля и агентами валютного контроля;

9) контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при таможенном декларировании товаров в электронной форме;

10) обеспечение применения таможней, электронной таможней, таможней фактического контроля, таможенными постами (ЦЭД) мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

11) организацию контроля за совершением таможенных операций в отношении драгоценных камней, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

12) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Евразийского экономического союза;

13) контроль правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕЭАС), определения происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций при таможенном декларировании и в иных случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации;

14) обеспечение соблюдения единообразного применения требований международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при контроле правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определения происхождения товаров, предоставлении тарифных преференций либо отказе в предоставлении тарифных преференций, а также при принятии решений в области таможенного дела по результатам проведенного контроля;

15) организацию проведения необходимых экспертиз и исследований в экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и иных соответствующих организациях;

16) проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, принятие решений в сфере таможенного дела в порядке и сроки, установленные актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и обеспечение по результатам таможенного контроля применения мер, направленных на исчисление (начисление) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин, прицепов к ним (далее - утилизационный сбор) и акциза по подакцизным товарам Евразийского экономического союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза (далее соответственно - акциз по маркированным товарам ЕАЭС, таможенные и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы), в целях их уплаты, взыскания либо возврата, а также иных мер, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации;

17) организацию, координацию и контроль правомерности предоставления льгот (освобождений) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, в том числе в рамках системы управления рисками, а также осуществление анализа и учета предоставленных льгот (освобождений) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

18) исчисление (начисление) таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;

19) принятие, учет и возврат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;

20) принятие, учет и возврат генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предоставленного в виде денежного залога, а также формирование и представление отчета об использовании такого генерального обеспечения (по месту налоговой регистрации лица, предоставившего такое генеральное обеспечение);

21) контроль полноты загрузки в программное средство, с применением которого осуществляется ведение лицевых счетов, документов и сведений, в соответствии с которыми осуществляется исчисление (начисление) таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (в случае если таможня является таможней, непосредственно подчиненной ФТС России);

_______________

В случае создания в структуре таможни подразделения контроля электронных платежей.

22) контроль осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также денежного залога в счет авансовых платежей (в случае если таможня является таможней, непосредственно подчиненной ФТС России);

23) контроль наличия невостребованных сумм авансовых платежей и денежного залога, а также их учет в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета;

_______________

В случае создания в структуре таможни подразделения контроля электронных платежей.

24) предоставление плательщику таможенных пошлин, налогов подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов;

_______________

В случае создания в структуре таможни подразделения контроля электронных платежей.

25) контроль полноты списания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с лицевых счетов (в случае если таможня, является таможней, непосредственно подчиненной ФТС России);

26) контроль движения денежных средств на лицевых счетах;

_______________

В случае создания в структуре таможни подразделения контроля электронных платежей.

27) предоставление лицу, внесшему авансовые платежи, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также проведение выверки расходования денежных средств;

_______________

В случае создания в структуре таможни подразделения контроля электронных платежей.

28) рассмотрение заявлений и принятие решений о возврате либо отказе в возврате авансовых платежей, денежного залога и иных денежных средств, администрируемых таможенными органами, находящихся на лицевых счетах, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

_______________

В случае создания в структуре таможни подразделения контроля электронных платежей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»