2.1. Региональный государственный экологический контроль (надзор) в городе Москве осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - управление рисками), определяющей выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Департамент для целей управления рисками при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в городе Москве относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
2.2.1. Высокий риск.
2.2.2. Значительный риск.
2.2.3. Средний риск.
2.2.4. Умеренный риск.
2.2.5. Низкий риск.
2.3. Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора) в городе Москве подлежат отнесению к категориям риска причинения вреда (ущерба) в соответствии со следующими критериями:
2.3.1. Низкий риск - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 2398).
2.3.2. Умеренный риск - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным Постановлением N 2398.
2.3.3. Средний риск - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным Постановлением N 2398.
2.3.4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3.2 и 2.3.3 настоящего Положения к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект контроля размещается:
2.3.4.1. В границах особо охраняемой природной территории регионального значения.
2.3.4.2. В водоохранных зонах водных объектов или их частей.
2.3.5. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3.2-2.3.4 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
2.3.5.1. Постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, в отношении юридического лица, его должностного лица или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, вынесенного должностными лицами Департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Департамента, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда.
2.3.5.2. Обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250-255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2.3.5.3. Постановления о назначении административного наказания в отношении юридического лица, его должностного лица или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами города Москвы, при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда.
2.4. Изменение категории риска объектов контроля может быть осуществлено по следующим основаниям:
2.4.1. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3.5.1 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
2.4.2. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3.3-2.3.5 настоящего Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.3.5 настоящего Положения, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления.
2.5. Решение об отнесении объекта контроля к определенной категории риска принимается Департаментом на основании сопоставления его характеристик с критериями риска, указанными в пунктах 2.3 и 2.4 настоящего Положения.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Департамент использует индикатор риска нарушения обязательных требований, используемый при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в городе Москве (далее - индикатор риска нарушения обязательных требований) и предусмотренный пунктом 2.7 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно включен с 26 декабря 2023 года постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2023 года N 2584-ПП)
2.7. Индикатором риска нарушения обязательных требований является расхождение между данными за отчетный период об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов, указанными в двух и более видах отчетности (документов), представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с использованием программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно в следующих видах отчетности (документов):
2.7.1. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
2.7.2. Декларации о воздействии на окружающую среду.
2.7.3. Отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.