Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 304
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1766)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Стратегические приоритеты
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"
Большая часть гражданского флота Российской Федерации в настоящее время состоит из судов, выслуживших нормативные сроки службы и не соответствующих по своему физическому и моральному состоянию современным требованиям безопасности и экологичности.
В свою очередь, благодаря реализации комплекса мер государственной поддержки, разработке современных технологий, а также созданию новых и реконструкции существующих производственных мощностей в настоящее время есть реальная возможность обновления устаревшего флота и создания новых рыночных ниш.
Стоит отметить, что создание современной продукции судостроения невозможно без перспективных научных разработок. Отсутствие должного внимания к научно-исследовательским работам, а также к фундаментальным и поисковым исследованиям, задачей которых является обеспечение качественно нового уровня развития продукции как военного, так и гражданского назначения, является причиной отставания отечественного судостроения от наиболее развитых морских держав. В последнее десятилетие увеличивается финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволяет отрасли увеличить свой научно-технический потенциал. Однако решение комплекса научно-технических проблем в области судостроительной науки требует обеспечения непрерывного финансирования выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Помимо этого, эффективность решения задач повышения конкурентоспособности отечественной гражданской морской техники и разработки технологий, являющихся критическими для создания современных судов и объектов морской техники, во многом определяется наличием и совершенством стендовой и испытательной базы ведущих научных организаций.
Показатели развития:
объемы выпуска судостроительной промышленности с 2013 года имели положительную динамику. Гражданская продукция в судостроительной промышленности с 2016 года характеризуется умеренным ростом за счет увеличения выпуска продукции на внутреннем рынке. В 2020 году объем выпуска гражданской продукции увеличился более чем в 2 раза относительно 2013 года.
Средняя численность работников судостроительной отрасли в 2020 году составила около 188,1 тыс. человек, на промышленных предприятиях отрасли занято порядка 158,1 тыс. человек. Численность работников отрасли в 2013 году составляла 126,5 тыс. человек.
В части гражданского судостроения (без учета ведомственной принадлежности и формы собственности предприятий-изготовителей) в 2021-2023 годах ожидается наличие тенденции к росту производства продукции для внутреннего рынка, главным образом за счет действующих механизмов и мер государственной поддержки отрасли и ввода в строй новых производственных мощностей. После 2023 года ожидается относительная стабилизация значений ежегодного количества изготавливаемых судов и объектов морской техники с небольшими периодическими положительными или отрицательными колебаниями такого показателя.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (далее - государственная программа) определены Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р (далее - Стратегия). Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциалов, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.
Целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.
В сфере реализации государственной программы в качестве основных определены следующие приоритеты развития:
обеспечение достижения целей и значений ключевых индикаторов, указанных в национальных проектах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части, касающейся судостроительной промышленности;
обеспечение максимальной локализации судостроительного производства на территории Российской Федерации, а также первоочередной поддержки развития технологий в приоритетных областях - импортозамещение, экспортно ориентированная продукция, продукция для внутренних потребителей с высокой добавленной стоимостью и серийностью;
повышение эффективности государственного регулирования в судостроении;
развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции гражданского назначения;
обеспечение инвестиционной привлекательности и достижение устойчивого роста основных показателей финансово-экономической и производственной деятельности организаций судостроительной промышленности.
Ряд приоритетов, направлений, целей и задач, относящихся к сфере реализации государственной программы, определен одновременно в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", которой предусмотрено укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в судостроительной промышленности;