Нормативно-правовое регулирование использования маломерных судов в настоящее время осуществляется на основании отдельных положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных правовых актов, которые в совокупности не образуют целостной правовой основы для осуществления яхтенного туризма, что приводит к появлению избыточных требований в нормативных правовых актах различных органов исполнительной власти.
В тоже время Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не содержит норм, позволяющих применить их к организации туризма с использованием яхт.
При этом российское законодательство, включая международные договоры Российской Федерации, не содержит определения термина "яхта".
Ограничение, установленное для прогулочных и спортивных парусных судов, по использованию их только в некоммерческих целях приводит к тому, что юридические и физические лица, являющиеся владельцами (пользователями) этих судов, осуществляют свою деятельность вне правового поля.
Ограничения размера длины маломерного судна в 20 метров в соответствии с действующими нормативами отличаются от стандартного размера длины маломерного судна, принятого в мире (24 метра).
Специального рассмотрения требует правовое регулирование, установленное Федеральным законом "О транспортной безопасности" в отношении использования маломерных судов в части обязанности держать на таком судне лиц, аккредитованных в установленном порядке для обеспечения транспортной безопасности этого судна.
Отдельно стоит отметить, что до настоящего времени в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствуют положения, определяющие:
организацию навигационно-гидрографического обеспечения судоходства яхт на водных объектах Российской Федерации, используемых и пригодных исключительно для этих целей;
требования к объектам стоянки яхт и организации надзора за ними;
порядок расследования аварий и инцидентов с яхтами, а также правовое регулирование других менее емких аспектов, связанных с пользованием маломерных судов;
понятие "яхта";
понятие "яхтенный порт";
четкое и однозначное определение норм и стандартов при проектировании и строительстве яхтенных портов, баз-стоянок, портов-убежищ, плавучих заправочных станций, станций по сбору черных и серых вод и др.
Реализация Концепции требует формирования соответствующей "дорожной карты", предусматривающей внесение необходимых изменений в законодательство Российской Федерации в целях системного обеспечения развития яхтенного туризма.