Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2021 года N 1729

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 октября 2021 года N 1729



Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации

I. Общие положения

     

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и (или) аутентификации (далее - государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными организациями, осуществляющими идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц (далее - контролируемые лица), требований статьи 14_1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов (далее - обязательные требования).

3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - контролирующий орган).

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - уполномоченные должностные лица), являются:

а) руководитель контролирующего органа, заместители руководителя контролирующего органа, которые курируют в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора), должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

б) руководители структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора), должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

в) должностные лица структурных подразделений контролирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора).

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель контролирующего органа, заместители руководителя контролирующего органа, которые курируют в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора), должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора);

б) руководители структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора), должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

6. Уполномоченные должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

8. Объектами контроля контролирующего органа в рамках государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в отношении которых должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые к контролируемым лицам, а также результаты деятельности, действий (бездействия) контролируемых лиц, в отношении которых должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые к контролируемым лицам (далее - объекты контроля).

9. Учет объектов контроля осуществляется путем ведения перечня аккредитованных контролируемых лиц, размещаемого на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Изменение информации, содержащейся в указанном перечне, обеспечивается уполномоченными должностными лицами в случае:

поступления в контролирующий орган информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами;

поступления в контролирующий орган информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, или служебной информации;

поступления в контролирующий орган общедоступной информации;

принятия контролирующим органом решений о приостановлении или досрочном прекращении аккредитации контролируемых лиц.

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

     

10. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - риск).

11. Контролирующий орган при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к категориям высокого, среднего и низкого риска.

12. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению.

13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенных категорий риска проводятся со следующей периодичностью:

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - 1 раз в 2 года инспекционный визит, или выездная проверка, или документарная проверка;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - 1 раз в 2,5 года инспекционный визит, или выездная проверка, или документарная проверка;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, - 1 раз в 3 года документарная проверка.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

     

14. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

15. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

16. Доклад о правоприменительной практике готовится не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, утверждается приказом руководителя контролирующего органа и размещается на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" в срок не позднее 3 дней со дня его утверждения. Контролирующий орган обеспечивает публичное обсуждение проекта такого доклада.

17. Контролирующий орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в случае наличия у контролирующего органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

18. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контролирующий орган возражение в отношении предостережения.

В возражении в отношении предостережения указываются:

наименование юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица;

дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии и представить их в контролирующий орган.

19. Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в контролирующий орган либо в виде электронного документа, оформленного в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Контролирующий орган рассматривает возражение, по итогам рассмотрения которого принимается одно из следующих решений:

а) отменить объявленное предостережение;

б) отказать в удовлетворении возражения.

20. Контролирующий орган рассматривает возражение в отношении предостережения в течение 20 рабочих дней со дня его получения.

21. Контролирующий орган информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 19 настоящего Положения, в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

22. Уполномоченное должностное лицо проводит консультирование контролируемых лиц:

а) в письменной форме по вопросу, предусмотренному подпунктом "е" пункта 23 настоящего Положения, в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа по результатам консультирования;

б) посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" разъяснения по 10 и более однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом;

в) в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия или публичного мероприятия.

23. Уполномоченные должностные лица предоставляют консультирование по вопросам:

а) наличия и (или) содержания обязательных требований;

б) порядка выполнения обязательных требований;

в) необходимых организационных и (или) технических мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;

г) порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

д) периодичности и порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

е) выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере идентификации и (или) аутентификации, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.

25. Уполномоченные должностные лица предлагают проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере идентификации и (или) аутентификации, не позднее чем в течение одного года с момента ее начала.

26. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, указанного в пункте 4 настоящего Положения, срок проведения профилактического визита может быть продлен не более чем на 3 рабочих дня.

27. Уполномоченное должностное лицо контролирующего органа проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по вопросам, указанным в пункте 23 настоящего Положения.

28. Контролирующий орган направляет контролируемому лицу уведомление о проведении профилактического визита не позднее 5 рабочих дней до дня его проведения.

29. Контролируемое лицо в соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом контролируемое лицо должно уведомить об отказе контролирующий орган не позднее 3 рабочих дней до дня его проведения.

IV. Осуществление государственного контроля (надзора)

     

30. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.