Действующий

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 1 декабря 2022 года)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2021 года N 1701



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"

(с изменениями на 1 декабря 2022 года)



1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:

"Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года

I. Оценка текущего состояния сферы образования Российской Федерации

1. Среднее профессиональное образование


На территории Российской Федерации действуют 3273 профессиональные образовательные организации, в том числе 2890 государственных образовательных программ среднего профессионального образования реализуют также образовательные организации высшего образования. Общая численность студентов в 2020/21 учебном году составляла 3336323 человека, из них 86,67 процента - студенты очной формы обучения. Контингент обучающихся за последние 3 года увеличился на 329963 студента. За счет средств федерального бюджета обучается 7,25 процента студентов, за счет средств регионального и муниципального бюджетов - 60,22 процента, с полным возмещением стоимости - 32,53 процента. Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования в 2020 году - около 700 тыс. человек. По результатам мониторинга, проведенного в 2020 году, показатель трудоустройства выпускников 2018 года в 2019 году составил 58,15 процента. При этом главной проблемой среднего профессионального образования остается недостаточное взаимодействие с работодателями при реализации образовательных программ среднего профессионального образования.

Более 500 профессиональных образовательных организаций осуществляют подготовку на новейшем учебно-лабораторном и производственном оборудовании, соответствующем лучшим мировым практикам. По данным 2019 года, 34,2 процента машин и оборудования, которые используются в образовательной деятельности, обновлены за последние 5 лет, средства, как правило, вкладываются в колледжи - точки роста (центры проведения демонстрационного экзамена, специализированные центры компетенций, межрегиональные центры компетенций). С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

2. Дошкольное образование


Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2020 году составляла 99,17 процента. Остается актуальным вопрос обеспечения доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), в 2020 году она составляла 91,65 процента. 99471 ребенок указанного возраста не был обеспечен местом в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях.

В рамках мероприятий по созданию новых и дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет, которые реализуются за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в 2019 году создано 87751 место (602 объекта), в 2020 году - 75853 места, а также 8619 мест в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения, в том числе в игровой форме. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2020 году на базе более чем 15 тыс. консультационных центров).

3. Общее образование


На начало 2020/21 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 16893700 человек, функционировало 39980 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. Во 2-ю смену обучались 2208441 человек (около 13 процентов общего числа обучающихся), в 3-ю смену - 19592 школьника (0,1 процента). Предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию инфраструктуры общего образования и создание новых мест. Так, с января 2019 г. по июнь 2021 г. было создано 147,9 тыс. новых мест. Дополнительно с 2021 года началась реализация мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации 647 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, предусматривающих возможность использования концессионных соглашений.

К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, продолжается обновление федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.

В 2020 году в системе общего образования трудились 1347925 педагогических работников, из которых 1087325 - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.

Около 7,3 млн. учащихся 1-4 классов во всех общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации получают бесплатное горячее питание, ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом.

В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции выросло число школьников и студентов, обучавшихся с применением дистанционных технологий по программам начального образования - 14,7 процента, по программам основного общего образования - 15,9 процента, по программам среднего общего образования - 19 процентов, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 39,8 процента, по программам подготовки специалистов среднего звена - 43,5 процента.

В Российской Федерации более 1,25 млн. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тыс. детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.

Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.

4. Дополнительное образование


В 2020 году охват детей дополнительными общеобразовательными программами составил 75 процентов. По итогам мероприятий, реализуемых при федеральной поддержке в целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей, в 2020/21 учебном году дополнительные общеобразовательные программы реализовывались в 135 детских технопарках "Кванториум" и в 85 мобильных технопарках для детей из сел и малых городов, в 30 ключевых центрах дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования, в 71 центре цифрового образования детей "IT-куб". Создано 520 тыс. новых мест дополнительного образования детей. В соответствии с целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей в 57 субъектах Российской Федерации внедрены механизмы персонифицированного финансирования и персонифицированного учета. Вместе с тем не в полной мере решена проблема доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями.