Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 13 сентября 2021 года N 300

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты производств боеприпасов и спецхимии



В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты производств боеприпасов и спецхимии.

2. Признать утратившими силу Методические рекомендации по проведению выездных проверок опасных производственных объектов производств боеприпасов и спецхимии, утвержденные приказом Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 79.

Руководитель
А.В.Трембицкий



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 13 сентября 2021 года N 300



Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты производств боеприпасов и спецхимии



I. Общие положения


1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО) производств боеприпасов и спецхимии (далее - Рекомендации) разработаны в целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в должностные обязанности которых, в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом, входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований (далее - инспекторы).

3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".

4. Права и обязанности инспектора определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

5. В Рекомендациях используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

6. Правовыми основами осуществления контрольно-надзорных мероприятий являются:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";

постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";

иные нормативные правовые акты, указанные в приказе Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".

7. При планировании и проведении проверок следует учитывать все имеющиеся сведения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти: МЧС России, ФСБ России, а также из администраций субъектов Российской Федерации.

8. Для объектов со сложными дифференцированными технологическими производственными процессами комиссия из числа должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, может формироваться с включением в состав лиц, осуществляющих надзор за подъемными сооружениями, оборудованием, работающим под давлением, техническим состоянием электрооборудования и иным видам надзора, при необходимости.

II. Перечень контрольных вопросов


9. Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

10. При организации выездных проверочных мероприятий в отношении объектов производств боеприпасов и спецхимии (далее - объект) следует учитывать следующий перечень контрольных вопросов:

назначение объекта, включая условия пользования (режимности);

особенности размещения объекта;

наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;

техническое состояние объекта;

соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации;

статистика аварийности, инцидентов и травматизма при эксплуатации объектов;

потенциальная опасность для населения и размера возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при возникновении аварии на объекте.

11. При планировании проверочных мероприятий на режимных объектах должностным лицам следует иметь оформленную в установленном порядке справку о форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и предписание.

12. При осуществлении выездных проверочных мероприятий должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов следует предусматривать оценку:

состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;

пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;

организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, технического регулирования, на предмет ее соответствия указанным требованиям;

представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования;

сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом, обязательных требований промышленной безопасности, технического регулирования;

организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;

соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

выполнения мероприятий по устранению причин инцидентов на объекте и профилактике инцидентов, аварий и несчастных случаев, происшедших в результате аварий;

выполнения запланированных профилактических мероприятий;

правильности идентификации и регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности;

организации обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на объекте;

соответствия мест хранения взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, проектной и эксплуатационной документации, указанной в технологическом регламенте предприятия (организации);

соответствия фактического количества взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, нормам загрузки мест хранения (склады, погребки, помещения в производственных зданиях);

соответствия проектного предназначения зданий и сооружений, в которых осуществляются технологические процессы, связанные с транспортированием, снаряжением (расснаряжением) изделий, содержащих взрывчатые вещества, фактическому;

соблюдения требований по проведению работ повышенной опасности, огневых работ;

состояния систем и средств контроля противоаварийной защиты технологических объектов;

соблюдения производственной и технологической дисциплины;

соблюдения требований обоснования безопасности в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта.

III. Подготовка к проведению выездного контрольного (надзорного) мероприятия


13. Перед выездной проверкой следует проанализировать имеющуюся информацию о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности и к обеспечению безопасности объектов, находящихся в эксплуатации проверяемой организации.

14. Основой для информации о состоянии промышленной безопасности объектов служат:

результаты мероприятий по контролю (приказы (распоряжения, решения) о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, копии предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях, копия положения о производственном контроле, заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), а также иные документы, хранящиеся в соответствующих контрольно-наблюдательных делах;

планы мероприятий по доведению объектов до нормативных требований промышленной безопасности (при наличии в территориальном органе Ростехнадзора);

информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора;

сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в едином реестре проверок;

сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;

анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве.

IV. Перечень документов, рассмотрение которых необходимо для достижения целей и задач проведения выездных контрольных (надзорных) мероприятий


15. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий рекомендуется рассматривать следующую информации и (или) документы:

учредительные документы проверяемого лица;

документы, подтверждающие назначение на должность руководителя и (или) иного должностного лица юридического лица, подтверждающие полномочия представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя (доверенность), присутствующих при проведении проверки;

документы и информация, подтверждающие выполнение предписаний Ростехнадзора;

документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены опасные производственные объекты;

документы и (или) информация, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах;

документы, подтверждающие организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

документы, подтверждающие осуществление организации учета аварий, инцидентов, несчастных случаев, происшедших в результате аварий на опасных производственных объектах, проведение расследований причин, учета и анализа причин возникновения инцидентов на опасных производственных объектах, а также принятие мер по устранению причин инцидентов на опасных производственных объектах и их профилактике;

копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность;

документы, подтверждающие предотвращение проникновения на объекты посторонних лиц;

информация об антитеррористической защищенности объектов (в части участия совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов);

документы об организационной структуре и утвержденной штатной численности работников опасных производственных объектов;

документы, подтверждающие организацию подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (работников опасных производственных объектов), инженерно-технического персонала и руководящего состава организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты (сведения о создании аттестационной комиссии в организации, протоколы и удостоверения руководителей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, прошедших аттестацию, о получении дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, графики аттестации, документы, определяющие порядок проведения аттестации);