Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 15 декабря 2023 года)

I. Оценка текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации


Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р, и характеризуется следующими результатами.

Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, достигла 62 млн. человек, из которых 13,7 млн. человек - в сельской местности.

Ежегодно проводится до 13,5 тыс. официальных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации, Всероссийские спортивные соревнования школьников, в том числе "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", и иные массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

Действует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания (по итогам 2020 года зарегистрированы 12,3 млн. человек, работают 2,6 тыс. центров тестирования). Создана сеть спортивных клубов (более 36 тыс. клубов, включая сеть школьных (около 14 тыс. единиц) и студенческих спортивных клубов (944 единицы). В сельской местности действуют 58,4 тыс. физкультурно-спортивных организаций.

Общее количество спортивных сооружений в 2020 году достигло 335 тыс. объектов, включая 118,9 тыс. объектов - в сельской местности и 88,8 тыс. объектов - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Активно развивается индустрия спорта. Объем рынка фитнес-услуг увеличен до 125 млрд. рублей, объем рынка спортивной индустрии в 2019 году составил около 534 млрд. рублей.

В Российской Федерации организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры, XVIII Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, всемирные летняя 2013 года и зимняя 2019 года Универсиады, чемпионаты мира по футболу FIFA 2018 года, водным видам спорта, по легкой атлетике 2013 года, гонки "Формула-1", конвенты "Спорт аккорд" и другие. В результате Россия завоевала авторитет организатора соревнований самого высокого уровня.

Ежегодно в Российской Федерации проводится около 300 международных спортивных мероприятий уровня чемпионатов мира, чемпионатов Европы, этапов Кубка мира, соревнований гран-при.

Принятые меры способствовали распространению среди граждан устойчивого положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Общий уровень удовлетворенности граждан условиями, созданными для занятий физической культурой и спортом, по итогам 2020 года достиг 54,2 процента.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.

Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (32,6 процента и 14,2 процента соответственно).

Только 50,9 процента юношей призывного возраста имеют необходимый уровень физического развития.

Отмечается недостаточность спортивной инфраструктуры, все более актуальной становится необходимость приведения объектов спорта в нормативное состояние.

Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и развитие государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:

возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;

увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта, в том числе вследствие перенесенных заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;

наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;

рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений и использование нового технологического уклада, углубленных знаний, передовых цифровых технологий и лучших практик как приоритетных направлений спортивного лидерства;

политизация спорта на международной арене и его использование для изменения геополитических ценностных приоритетов;

недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;

сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом;

сохранение международного давления на Российскую Федерацию в части антидопинговой политики.

К основным рискам реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Программа) относятся:

финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;

рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;

административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.