Формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности
(с изменениями на 16 ноября 2023 года)
1. Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности (далее - суждение о достоверности) формируется на основании обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств, собранных в ходе анализа полученной по результатам выполнения пунктов 12-21 настоящего Стандарта информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур учета и отчетности, а в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности уполномоченному органу (уполномоченной организации) - в ходе анализа полученной с учетом положений главы IV настоящего Стандарта информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении отдельных операций главного администратора (администратора) бюджетных средств и отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации).
2. Бюджетная отчетность, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия, признается достоверной в случае, если в ходе проведения аудиторского мероприятия существенные ошибки, нарушения и недостатки как сами по себе (в отдельности), так и в совокупности не выявлены или устранены.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2023 года приказом Минфина России от 16 ноября 2023 года N 184н. - См. предыдущую редакцию)
Под достоверностью бюджетной отчетности (информации, содержащейся в бюджетной отчетности, включая пояснения к ней) в целях настоящего Стандарта понимается не абсолютная точность информации (данных), а такая степень точности, которая позволяет пользователям этой информации принимать обоснованные экономические (управленческие) решения.
3. В случае если в ходе проведения аудиторского мероприятия выявлены ошибки, нарушения и недостатки, или определено, что совершаемые контрольные действия не способны в полной мере обеспечить соблюдение положений, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 20 настоящего Стандарта, или определены значимые риски искажения бюджетной отчетности, то в целях определения (оценки) достоверности бюджетной отчетности и формирования суждения о достоверности уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы обязан оценить полученную в ходе проведения аудиторского мероприятия информацию, в том числе информацию о причинах и условиях выявленных ошибок, нарушений и недостатков, а также о причинах и возможных последствиях реализации рисков искажения бюджетной отчетности, на предмет влияния этой информации на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
4. Влияние собранных аудиторских доказательств, в том числе полученной в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, на формирование суждения о достоверности оценивается с учетом пунктов 5-11 настоящего Приложения.
5. Ошибкой считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бюджетного учета и (или) составлении бюджетной отчетности в результате неправильного использования или не использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бюджетной отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бюджетной отчетности.
_______________
Ошибка в отчетности определена пунктом 27 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н.
Наличие выявленных ошибок, нарушений и недостатков при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур учета и отчетности, отдельных операций главного администратора (администратора) бюджетных средств и отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации) не может однозначно свидетельствовать о недостоверности бюджетной отчетности (об искажении бюджетной отчетности).
_______________
Искажение бюджетной отчетности определено пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н.
Например, в результате неправильного (несвоевременного) использования информации о факте хозяйственной жизни при ведении бюджетного учета был допущен пропуск информации, и, как следствие, при составлении бюджетной отчетности допущено искажение, которое, однако, не привело к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате субъекта бюджетной отчетности.
6. При формировании суждения о достоверности уполномоченному должностному лицу или руководителю аудиторской группы следует определить, являются ли ошибки, нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведения аудиторского мероприятия, существенными как сами по себе (в отдельности), так и в совокупности.
Уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы определяет существенность ошибки, нарушения и недостатка по своему профессиональному суждению.
7. Существенность ошибки, нарушения и недостатка определяется в зависимости от характера (качественно) и величины (количественно) искажения информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (далее - искажение информации), а также от степени влияния ошибки, нарушения и недостатка на решения пользователей бюджетной отчетности.
Например, обычно искажения информации в бюджетной отчетности вследствие допущенной ошибки, нарушения и недостатка считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что они могут повлиять на экономические (управленческие) решения пользователей, основанные на бюджетной отчетности в целом.
8. Определение того, является ли искажение информации качественного характера вследствие допущенной ошибки, нарушения и недостатка существенным, требует применения профессионального суждения (например, некоторые ошибки, нарушения и недостатки несмотря на то, что являются малыми по величине искажения информации, могут иметь существенное влияние на экономические (управленческие) решения пользователей бюджетной отчетности или информация о них должна в обязательном порядке раскрываться в бюджетной отчетности).
Примеры, когда ошибки, нарушения и недостатки ведут к искажению информации качественного характера и могут быть существенными, включают, в частности:
ошибки или нарушения, привлекающие большое публичное внимание (например, мошенничество, нарушения законодательства Российской Федерации, намеренные искажения и ошибки в представленной информации);
недостаточность или неактуальность учетной политики субъекта учета (документов учетной политики) главного администратора (администратора) бюджетных средств, когда существует высокая вероятность того, что пользователь бюджетной отчетности будет введен в заблуждение таким состоянием указанных документов, в том числе описанием учетной политики;
отсутствие раскрытия информации о нарушениях законодательства Российской Федерации в случае, когда существует высокая вероятность того, что последующее применение мер ответственности сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности;
пропуск информации о событиях или обстоятельствах, указывающих на условия деятельности (например, информации о существенном изменении величины активов и (или) обязательств, о признании потерь в связи с обесценением или утратой об операциях со связанными сторонами);
обстоятельства вследствие которых возникли ошибки, нарушения и недостатки, когда малые по величине искажения информации ошибки, нарушения и недостатки полностью изменяют мнение пользователей информации (например, если осуществленный расход ошибочно учтен как доход, вследствие чего фактический дефицит отражен в бюджетной отчетности как профицит).
9. Количественное определение существенности ошибки, нарушения и недостатка (с использованием величины искажения информации) осуществляется путем выполнения следующих действий: