МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 ноября 2023 года N 184н
О внесении изменений в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н
В соответствии с пунктом 5 статьи 160_2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях совершенствования нормативно-правового регулирования осуществления внутреннего финансового аудита
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н* (далее - изменения).
________________
* Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2021 г., регистрационный N 65208, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2022 г., регистрационный N 70293) и от 18 июля 2023 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2023 г., регистрационный N 75108).
2. Установить, что изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года.
3. Установить, что аудиторское мероприятие, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2024 года и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам, планируется и проводится с учетом следующих особенностей:
а) включается в план проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год;
б) проводится в период с 1 января 2024 года до наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности, полномочия по составлению которой осуществляет главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главный администратор, администратор доходов бюджета, главный администратор, администратор источников финансирования дефицита бюджета.
Министр
А.Г.Силуанов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 декабря 2023 года,
регистрационный N 76379
Изменения, которые вносятся в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 160_2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет порядок планирования, проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам (далее соответственно - аудиторское мероприятие, подтверждение достоверности бюджетной отчетности, единая методология учета и отчетности).".
2. Пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Сроки проведения одного или нескольких аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, определяются исходя из перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а именно изучения бюджетных процедур по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (далее - бюджетные процедуры учета и отчетности) и (или) изучения промежуточной бюджетной отчетности, составленной в течение текущего финансового года.".
3. Сноску 9 исключить.
4. В пункте 9:
а) в абзаце первом слова "второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия" заменить словами "одного или нескольких аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность,";
б) подпункт "г" дополнить словами ", и иных нарушений и (или) недостатков, а также их причин и условий";
в) в подпункте "д" слово "подготовки" заменить словом "подготовка".
5. В пункте 12:
а) подпункты "в" и "г" изложить в следующей редакции:
"в) проводится анализ выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;
г) определяется наличие фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков, а также их причин и условий;";
б) в подпункте "з" слова ", в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля" исключить.
6. Сноску 11 исключить.
7. Дополнить пунктом 12(1) следующего содержания:
"12(1). В случае если перед проведением аудиторского мероприятия было проведено не менее одного аудиторского мероприятия, целью которого являлось подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность:
профессиональные действия членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица), указанные в подпунктах "а" - "в", "д", "е" и "з" пункта 12 настоящего Стандарта, осуществляются в отношении новых (возникших на дату проведения аудиторского мероприятия) и ранее не изученных условий, обстоятельств и информации, в том числе информации о реализации предложений и рекомендаций, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящего Стандарта;
при оценке надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности учитываются результаты аудиторского мероприятия, целью которого являлось подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность.".
8. Пункт 15 признать утратившим силу.
9. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. В целях проведения анализа выполнения бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:
а) своевременность, полнота формирования и соблюдение требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов;
б) своевременность передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;
в) полнота, соответствие установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, своевременность отражения и достоверность данных в регистрах бухгалтерского учета;
г) полнота и достоверность данных, включаемых в бюджетную отчетность, и соответствие бюджетной отчетности установленным единой методологией учета и отчетности требованиям;
д) организация (обеспечение выполнения), выполнение бюджетных процедур учета и отчетности на предмет наличия избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольные действия (включая проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета) и их результаты, в том числе причины и условия нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);
ж) организация, применение и достаточность совершаемых контрольных действий (включая проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета) на предмет их соразмерности выявленным (обнаруженным) рискам искажения бюджетной отчетности, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) наличие (отсутствие) признаков преднамеренного неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее, в том числе включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета;
и) иная информация, необходимая уполномоченному должностному лицу или членам аудиторской группы для подтверждения достоверности бюджетной отчетности.".
10. Сноски 13-15 исключить.
11. Пункт 17 признать утратившим силу.
12. Сноски 16 и 17 исключить.
13. В подпункте "в" пункта 18 слова "(в том числе в случае их выявления в соответствии с пунктом 17 настоящего Стандарта)" исключить.
14. В пункте 19:
а) в подпункте "в" слова ", в том числе содержащиеся в реестре бюджетных рисков контрольные действия," исключить;
б) подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) отсутствуют избыточные (дублирующие друг друга) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.".
15. В пункте 22 слова "пунктов 13-21" заменить словами "подпунктов "а" - "е" пункта 12".
16. Подпункт "г" пункта 24 признать утратившим силу.
17. Пункт 26 изложить в следующей редакции:
"26. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, не позднее 5 (пяти) рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия и (или) по мере выявления направляются промежуточные и (или) предварительные результаты аудиторского мероприятия, содержащие информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности, иных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях обеспечения их устранения субъектами бюджетных процедур до подписания годовой бюджетной отчетности.".
18. В пункте 32:
а) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, выполняют действия, предусмотренные подпунктами "а" - "е", "з" пункта 12 настоящего Стандарта, в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением документального оформления фактов хозяйственной жизни и представлением информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий (далее - отдельные операции главного администратора (администратора) бюджетных средств), в частности в отношении:
своевременности, полноты формирования и соблюдения требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов, оформляемых субъектами бюджетных процедур главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия;
своевременности передачи первичных учетных документов в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;
полноты, соответствия установленным единой методологией учета и отчетности требованиям, своевременности отражения и достоверности данных в регистрах бухгалтерского учета, применяемых при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
полноты и достоверности данных, не отражаемых в бюджетном учете и включаемых в бюджетную отчетность, и их соответствия установленным единой методологией учета и отчетности требованиям.";
б) в абзаце пятом подпункта "б" слова "7 (семи) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности" заменить словами "1 (одного) рабочего дня со дня его подписания";
в) подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации):
выполняют в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в уполномоченном органе (уполномоченной организации) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением получения информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, и ее отражением в бюджетном учете и бюджетной отчетности, а также с представлением субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий (далее - отдельные операции уполномоченного органа (уполномоченной организации), действия, предусмотренные пунктом 12 настоящего Стандарта, в частности в отношении:
своевременности, полноты формирования и соблюдения требований к применению и заполнению форм первичных учетных документов, оформляемых субъектами бюджетных процедур уполномоченного органа (уполномоченной организации);