Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения"
1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", паспорта подпрограмм "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Развитие институтов рынка труда", "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" признать утратившими силу.
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"
1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения
В 2020 году ситуация на рынке труда была осложнена распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, прекращением деятельности ряда организаций и сокращением количества рабочих мест.
Введение ограничений в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям на рынке труда, в том числе к росту численности безработных граждан.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) достигла пиковых значений в конце августа 2020 г. (4,8 млн. человек). С начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность безработных граждан увеличилась почти в 1,5 раза.
Численность зарегистрированных безработных достигла пиковых значений в конце сентября 2020 г. (3,7 млн. человек). С начала пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность зарегистрированных безработных увеличилась в 5,1 раза.
Меры по поддержке граждан и бизнеса в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принятые Правительством Российской Федерации в 2020 году, позволили замедлить высвобождение рабочей силы и поддержать доходы населения.
В июне 2021 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 3,6 млн. человек, уровень безработицы составил 4,8 процента. По сравнению с пиковым значением, наблюдавшимся в августе 2020 г., численность безработных снизилась на 1,2 млн. человек, или на 25,6 процента, уровень безработицы снизился на 1,6 процентных пункта.
На конец июня 2021 г. численность зарегистрированных безработных составила 1,2 млн. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 1,6 процента. По сравнению с пиковым значением, наблюдавшимся в сентябре 2020 г., численность зарегистрированных безработных снизилась на 2,5 млн. человек, или на 68 процентов, уровень регистрируемой безработицы снизился на 3,3 процентных пункта.
В 2020 году в Российской Федерации наблюдалась тенденция к снижению уровня производственного травматизма, чему способствовало введение ограничений, связанных с временной приостановкой отдельных видов работ вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году составила 912 человек, что на 143 человека меньше, чем в 2019 году.
В целях сохранения сложившейся динамики снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Программа) являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, способы их эффективного решения
Цель 1 Программы - непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента.
В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "уровень регистрируемой безработицы".
В рамках данной цели решаются задачи по предоставлению возможности гражданам повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки в целях содействия их занятости, по развитию инфраструктуры занятости и внедрению организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения, по цифровизации процессов предоставления государственных услуг, по созданию условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, по развитию механизма независимой оценки квалификации, а также по созданию и поддержке функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.