Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2021 года N 507
Об утверждении стандартов городских образовательных проектов "Математическая вертикаль" и "Математическая вертикаль ПЛЮС" в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
(с изменениями на 22 августа 2023 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ДОНМ от 20 июля 2023 года № 674
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента образования и науки города Москвы от 10 июня 2022 года N 496;
приказом Департамента образования и науки города Москвы от 26 августа 2022 года N 693;
приказом Департамента образования и науки города Москвы от 31 октября 2022 года N 909;
приказом Департамента образования и науки города Москвы от 21 июля 2023 года N 675;
приказом Департамента образования и науки города москвы от 22 августа 2023 года N 761.
____________________________________________________________________
В целях формирования знаний и прикладных умений обучающихся в области математики для успешной самореализации в различных сферах современной науки, инженерии, информационных технологий в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы,
приказываю:
1. Утвердить стандарт городского образовательного проекта "Математическая вертикаль" (приложение 1).
2. Утвердить стандарт городского образовательного проекта "Математическая вертикаль ПЛЮС" (приложение 2).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Н.А.Киселеву.
Руководитель
А.Б.Молотков
Стандарт городского образовательного проекта "Математическая вертикаль"
(с изменениями на 21 июля 2023 года)
_______________
Далее - Проект.
1. Цели Проекта
Формирование знаний и прикладных умений обучающихся 7-9-х классов в области математики для решения теоретических и практико-ориентированных задач, дальнейшего обучения в предпрофессиональных классах и успешной самореализации в различных сферах современной науки, инженерии, информационных технологий.
Обеспечение лидерства Москвы в области математического образования и повышение конкурентоспособности выпускников московских школ при поступлении на востребованные факультеты ведущих вузов, реализующих подготовку кадров для IT-отрасли, современных инженерных предприятий, научно-исследовательских центров.
2. Задачи Проекта:
- повышение мотивации школьников к изучению математики, информатики, естественных наук, экономики;
- обновление содержания учебного предмета "Математика" с учётом достижений современной науки и развития технологий, в том числе изучение математического моделирования, элементов статистики и теории вероятностей;
- эффективная подготовка учащихся основной школы к обучению по технологическому, естественно-научному, социально-экономическому профилям на уровне среднего общего образования, к поступлению в предпрофессиональные классы и Школы старшеклассников;
- внедрение эффективных методик математического образования;
- реализация модели сетевого взаимодействия с ведущими вузами, научными организациями, ресурсными центрами для обеспечения профессионального роста учителей математики и трансляции эффективных практик математического образования;
- стимулирование московских школьников к участию в конкурсных и олимпиадных мероприятиях в области математики, информатики и естественных наук.
3. Обоснование и описание модели Проекта
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, наиболее востребованными в Москве уже сейчас являются высококвалифицированные специалисты в отраслях информационных технологий, современной инженерии и высокотехнологичного производства, строительства, логистики, инвестиций и финансов.
Ключевым требованием к сотрудникам в данных областях является наличие профильного образования, связанного с владением прикладными и аналитическими методами в области математики.
Сведения о динамике вакансий в востребованных отраслях рынка труда Москвы в 2020-2021 гг.
По данным портала Head Hunter (https://stats.hh.ru/), в Москве наблюдается рост запроса работодателей в областях, связанных с владением знаниями и умениями в области математики и смежных дисциплин, который за 11 месяцев составил в среднем 161,7%.
При этом специальности, связанные с прикладным применением математики и смежных дисциплин, являются одним из ведущих направлений приёма абитуриентов в московские вузы.
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" (https://postupi.online/; сетевое издание, ЭЛ N ФС 77 - 68911), в 2021 году набор по профессиям из группы "Программирование, математика, информационные технологии" открыт в 93 московских вузах, среди которых МГУ имени М.В.Ломоносова, НИУ ВШЭ, МТУСИ, МФТИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана и др. Для поступления на обучение доступны 713 программ по 120 новым направлениям, в том числе:
- разработчик математических и компьютерных моделей;
- разработчик систем компьютерного зрения;
- бизнес-информатик;
- разработчик баз данных;
- архитектор интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта;
- BI-разработчик (BI-архитектор);
- Data Scientist: учёный по данным, исследователь данных;
- DevOps-инженер;
- блокчейн-специалист: блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик;
- Cloud Engineer: специалист по облачным вычислениям, инженер по облачным сервисам;
- специалист по автоматизации документооборота (по электронному документообороту) и т.д.
Форсайт-исследование трендов в области трансформации профессий, проведенное экспертами Агентства стратегических инициатив и опубликованное в "Атласе профессий будущего" (https://new.atlas100.ru/), свидетельствует о том, что в ближайшие годы возникнут профессии, которые в большей мере будут связаны с владением цифровыми технологиями, прикладными и аналитическими методами в области математики и информатики.
Например, в отрасли "Промышленность" профессиями-лидерами могут стать инженер цифрового моделирования, логист промышленных потоков, проектировщик промышленной робототехники, прогнозист отказа оборудования, дизайнер киберфизических систем.
Проект реализуется на уровне основного общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Общую координацию Проекта осуществляет Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент), выполняющий следующие функции:
- создание комиссии по реализации Проекта (далее - Комиссия, Приложение 1);
- назначение Операторов Проекта;
- утверждение критериев отбора образовательных организаций для участия в Проекте;
- утверждение целевых индикаторов реализации Проекта;
- утверждение перечня образовательных организаций, организаций высшего образования, научных и исследовательских организаций, участвующих в реализации Проекта;
- утверждение типовых форм примерных нормативных актов в рамках реализации Проекта.
- осуществление контроля за деятельностью образовательных организаций - участников Проекта;
- анализ информации, полученной от Операторов, о реализации Проекта в образовательных организациях;
- формирование перечня образовательных организаций - участников Проекта (далее - Школы) и ресурсных центров (далее - РЦ) для утверждения Департаментом.
- принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов путём открытого голосования (при равенстве голосов голос председателя является решающим);
- оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ);
- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ).
- реализует информационное и организационное сопровождение Проекта, координирует онлайн-ресурс и информационные каналы и организует взаимодействие участников Проекта;
- собирает заявки для участия в проекте, корректирует форму заявки по необходимости и размещает её на сайте (Приложение 2);
- проводит мониторинг соответствия критериям отбора Школ и РЦ, подавших заявки для участия в Проекте;
- направляет в Комиссию информацию о соответствии Школ, направивших заявки на участие в Проекте, утверждённым критериям отбора;
- совместно с ГАОУ ДПО ЦПМ, РЦ и партнёрами Проекта разрабатывает методические и учебные материалы для реализации математического образования;
- разрабатывает проекты регламентов и стандартов деятельности Школ в рамках реализации Проекта;
- проводит мониторинг достижения целевых индикаторов реализации Проекта Школ;
- формирует статистические материалы о результатах деятельности Школ и кандидатов Проекта для направления в Комиссию;
- формирует и организует выдачу сертификатов об обучении в Проекте.
- взаимодействует с ГБОУ ГМЦ ДОНМ по всем вопросам организационного и информационного сопровождения Проекта;
- разрабатывает совместно с ресурсными центрами шаблоны программ учебных модулей и курсов, дидактические и учебные пособия, образовательные материалы и контент МЭШ для реализации математического образования в Школах Проекта, в том числе:
рабочие программы, тематический каркас и календарно-тематическое планирование учебных предметов предметной области "Математика и информатика";
перечень и шаблоны программ рекомендуемых элективных курсов и дополнительных общеразвивающих программ;
шаблоны рекомендуемых учебных планов;
перечень и шаблоны программ курсов внеурочной деятельности, методические рекомендации по организации внеурочной деятельности;