ОДОБРЕНЫ
президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации
по противодействию коррупции
(протокол N 24 от 13 апреля 2011 года)
Методические рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения единообразного применения Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" при организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее также - комиссии), аттестационных комиссий, образуемых в федеральных государственных органах.
1.1. Правовую основу работы комиссий составляют:
Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ);
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Указ N 821).
2.1. В соответствии с пунктом 2 Указа N 821 и пунктом 4 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом N 821 (далее - Положение о комиссиях), полномочия комиссии, образованной в федеральном государственном органе (далее - государственный орган), распространяются на лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этом органе.
2.2. Комиссия, образованная в федеральной службе (федеральном агентстве), подведомственной (подведомственном) федеральному министерству, рассматривает вопросы в том числе в отношении лиц, замещающих должности заместителя руководителя федеральной службы (федерального агентства), а также руководителя и заместителя руководителя территориального органа федеральной службы (федерального агентства).
В отношении заместителя руководителя федеральной службы (федерального агентства), подведомственной (подведомственного) федеральному министерству, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, а также руководителя и заместителя руководителя территориального органа такой федеральной службы (такого федерального агентства), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, соответствующие вопросы рассматриваются президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233.
2.3. В отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, не являющейся федеральной государственной гражданской службой, соответствующие вопросы рассматриваются аттестационными комиссиями.
2.4. В случае, когда должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе замещаются лицами, проходящими военную службу либо федеральную государственную службу иных видов и прикомандированными к этому государственному органу, вопросы в отношении указанных лиц, отнесенные к компетенции комиссий, могут рассматриваться как в данном государственном органе, так и в том федеральном органе исполнительной власти, от которого эти лица прикомандированы.
В то же время, поскольку вопросы, отнесенные к компетенции комиссий, могут быть связаны в первую очередь с осуществлением такими лицами должностных полномочий по замещаемым должностям федеральной государственной гражданской службы, представляется целесообразным осуществлять рассмотрение этих вопросов комиссией того государственного органа, к которому данные лица прикомандированы, с информированием кадровых служб соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Основной задачей комиссий является содействие государственным органам:
в обеспечении соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);
в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основные ограничения и запреты для государственных служащих, обязанности государственных служащих установлены:
Федеральным законом "О противодействии коррупции";
Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации;
Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности";
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах";
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции";
2.7. Одной из обязанностей государственных служащих является обязанность соблюдать требования к служебному поведению. К примеру, на государственных гражданских служащих такая обязанность возложена Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 11 части 1 статьи 15).
Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. Данные общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
Общие принципы служебного поведения государственных служащих раскрываются в нормативных правовых актах, регламентирующих служебную деятельность государственных служащих и устанавливающих требования к их служебному поведению.
К примеру, требования к служебному поведению государственных гражданских служащих определены в статье 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, требования к служебному поведению федеральных государственных служащих включены в утвержденные государственными органами кодексы этики и служебного поведения государственных служащих этих органов.
2.8. Обязанности государственных служащих установлены и другими федеральными законами, в том числе непосредственно и не регламентирующими прохождение государственной службы.
Например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает обязанности государственных служащих при рассмотрении обращений граждан. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлены обязанности государственных служащих, связанные с обеспечением реализации права граждан на доступ к информации.
2.9. Требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими законодательными актами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
2.10. К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов на государственной службе, могут быть отнесены, например:
участие государственного служащего, его родственников или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных (фактические брачные, интимные, дружеские и иные отношения) или имущественных обязательствах (далее - родственники и иные лица), в деятельности коммерческой организации или осуществление родственниками и иными лицами предпринимательской деятельности, если отдельные функции государственного управления данной организацией либо в соответствующей сфере деятельности входят в должностные обязанности государственного служащего;
участие государственного служащего в работе комиссии по размещению государственного заказа или в организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса, в случае, если государственный служащий, родственники и иные лица связаны с лицом, участвующим в конкурсе (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);
осуществление государственным служащим контрольных и надзорных полномочий в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны государственный служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);
подготовка и принятие (участие в подготовке и принятии) решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.) в отношении родственников и иных лиц либо в отношении граждан и организаций, с которыми связаны государственный служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);
предоставление (участие в предоставлении) государственных услуг родственникам и иным лицам либо гражданам и организациям, с которыми связаны государственный служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);
участие государственного служащего в осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, деятельности органов следствия и дознания в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны государственный служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера).
2.11. Основные меры по противодействию коррупции, к содействию в осуществлении которых целесообразно привлечение комиссий, сформулированы в Федеральном законе "О противодействии коррупции" (статьи 6-7) и Национальной стратегии противодействия коррупции (раздел IV).
Возможно привлечение комиссий к подготовке, рассмотрению и исполнению планов по противодействию коррупции, разрабатываемых в государственных органах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.
Представляется, что комиссии могут быть задействованы также в реализации мер по организации исполнения в государственных органах указов Президента Российской Федерации "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", а также Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
2.12. В ходе организации деятельности комиссий необходимо учитывать, что они в основном не обладают государственно-властными полномочиями. По своей природе комиссии являются общественными органами, призванными быть, с одной стороны, проводниками в коллективах предпринимаемых руководителем государственного органа мер по противодействию коррупции, и способствовать формированию атмосферы неприятия коррупционного поведения. С другой стороны, на комиссии фактически возлагаются функции консультативного и совещательного органа по выработке для руководителя государственного органа управленческих решений в сфере противодействия коррупции с учетом мнения коллектива.
3.1. В соответствии с пунктом 7 Положения о комиссиях комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа (далее - нормативный правовой акт об образовании комиссии в государственном органе), которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
Таким образом, нормативным правовым актом об образовании комиссии в государственном органе утверждается положение о комиссии государственного органа, определяющее состав комиссии и порядок ее работы.
При этом в положение о комиссии государственного органа рекомендуется включать в том числе нормы, отражающие особенности функционирования комиссии в данном государственном органе.
3.2. В положении о комиссии, утвержденном нормативным правовым актом об образовании комиссии в государственном органе, целесообразно определить состав комиссии по должностям с учетом пунктов 8 и 9 Положения о комиссиях.
При этом персональный состав комиссии определяется в правовом акте, издаваемом в государственном органе одновременно с нормативным правовым актом об образовании комиссии в государственном органе.
С учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 11ПВ10, при утверждении персонального состава комиссии указываются персональные данные всех членов комиссии.
3.3. Согласно пункту 6 Положения о комиссиях руководителем государственного органа определяются порядок формирования и деятельности комиссий территориальных органов государственного органа, а также их состав.
Такой порядок может быть определен как в нормативном правовом акте об образовании комиссии в государственном органе, так и в отдельном нормативном правовом акте, посвященном деятельности комиссий в территориальных органах государственного органа.
В рассматриваемом нормативном правовом акте может быть предусмотрена возможность осуществления комиссией, созданной в территориальном органе государственного органа, полномочий в отношении нескольких территориальных органов государственного органа.
При определении порядка формирования и деятельности комиссий территориальных органов руководителем государственного органа также устанавливаются состав комиссий территориальных органов по должностям в соответствии с Положением о комиссиях и с учетом особенностей деятельности территориальных органов, а также полномочия руководителей территориальных органов по утверждению персонального состава таких комиссий.
3.4. Изданный федеральным органом исполнительной власти нормативный правовой акт об образовании комиссии в государственном органе, а также нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования и деятельности комиссий территориальных органов государственного органа, направляется в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России как содержащий правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
4.1. Положением о комиссиях предусмотрены обязательная и факультативная части состава комиссии.
4.2. Лица, включаемые в состав комиссии в обязательном порядке, указаны в пункте 8 Положения о комиссиях.