Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является профилактическая деятельность образовательной организации. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутриличностные), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ.
Следует отметить, что образовательная среда - это совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность, а также развивающих личность возможностей, которым придается особое педагогическое значение [38].
Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются [20]:
формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности;
минимизация влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в незаконное употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;
содействие созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность информации, направленной на формирование современных навыков и компетенций у обучающихся и молодежи, способствующих развитию ресурсов личности человека и гражданина, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
укрепление ресурсов семьи, ориентированных на воспитание у детей и подростков законопослушного, успешного, ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, вовлеченному в незаконное употребление ПАВ;
расширение практик обмена и внедрения в образовательной среде передовых, инновационных педагогических и психологических методик и технологий, способствующих развитию ценностей здорового образа жизни, культуры ответственного поведения в обществе и формированию устойчивого неприятия незаконного потребления ПАВ;
интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, региональные и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся.
Ресурсами, обеспечивающими снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся, выступают:
социально-деятельностные - создание условий для развития инфраструктуры социальной, психолого-педагогической поддержки и формирования среды реализации позитивно ориентированных интересов обучающихся, просоциальных форм досуга, здоровьесберегающей среды, деятельности волонтерского молодежного движения, социально ориентированных общественных объединений и организаций;
личностные - создание условий для формирования у обучающихся образовательных организаций системы убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков;
этико-правовые - создание условий для формирования правового самосознания, правовой грамотности обучающихся с опорой на существующие общественные нормы и государственные механизмы контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующие употреблению ПАВ обучающимися образовательных организаций;
духовно-нравственные - создание условий для формирования идеологии антинаркотического поведения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры народов России;
информационные - формирование условий развития цифровой культуры и цифровой гигиены как совокупности навыков и компетенций обучающихся, способных осознанно выстраивать общение и обмен информацией с другими пользователями онлайн-пространства с помощью цифровых средств коммуникации, критично воспринимать получаемую информацию, соблюдать правила информационной безопасности.
Выделяются два основных направления профилактической деятельности образовательной организации:
непосредственное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся с целью формирования у них необходимой модели поведения, свойств и качеств личности;
создание благоприятных условий для эффективной социализации и социально-психологической адаптации обучающихся.
Для реализации профилактической деятельности образовательной организации используются разнообразные превентивные технологии (социальные, педагогические, психологические) и формы организации воздействия на адресные группы, к которым относятся:
интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательную внеурочную работу (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися);
разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).
Следует выделить организационные условия, повышающие эффективность профилактической деятельности образовательной организации:
системность - профилактическая деятельность образовательной организации рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;
комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;
целостность - вовлечение в сферу профилактической деятельности образовательной организации всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи: образовательной организации, семьи, ближайшего окружения;
интеграция - реализация целей и задач профилактической деятельности осуществляется в процессе формирования у детей и подростков навыков и компетенций, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;