Действующий

О методических рекомендациях

     2. Проектирование системной профилактической деятельности образовательной организации в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди обучающихся


Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является профилактическая деятельность образовательной организации. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутриличностные), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ.

Следует отметить, что образовательная среда - это совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность, а также развивающих личность возможностей, которым придается особое педагогическое значение [38].

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются [20]:

формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности;

минимизация влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в незаконное употребление ПАВ обучающихся образовательных организаций;

содействие созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность информации, направленной на формирование современных навыков и компетенций у обучающихся и молодежи, способствующих развитию ресурсов личности человека и гражданина, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

укрепление ресурсов семьи, ориентированных на воспитание у детей и подростков законопослушного, успешного, ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, вовлеченному в незаконное употребление ПАВ;

расширение практик обмена и внедрения в образовательной среде передовых, инновационных педагогических и психологических методик и технологий, способствующих развитию ценностей здорового образа жизни, культуры ответственного поведения в обществе и формированию устойчивого неприятия незаконного потребления ПАВ;

интеграция профилактических компонентов в образовательные программы, внеурочную и воспитательную деятельность, региональные и муниципальные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся.

Ресурсами, обеспечивающими снижение риска вовлечения в употребление ПАВ среди обучающихся, выступают:

социально-деятельностные - создание условий для развития инфраструктуры социальной, психолого-педагогической поддержки и формирования среды реализации позитивно ориентированных интересов обучающихся, просоциальных форм досуга, здоровьесберегающей среды, деятельности волонтерского молодежного движения, социально ориентированных общественных объединений и организаций;

личностные - создание условий для формирования у обучающихся образовательных организаций системы убеждений, обеспечивающей сознательный отказ от употребления ПАВ и устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков;

этико-правовые - создание условий для формирования правового самосознания, правовой грамотности обучающихся с опорой на существующие общественные нормы и государственные механизмы контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующие употреблению ПАВ обучающимися образовательных организаций;

духовно-нравственные - создание условий для формирования идеологии антинаркотического поведения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры народов России;

информационные - формирование условий развития цифровой культуры и цифровой гигиены как совокупности навыков и компетенций обучающихся, способных осознанно выстраивать общение и обмен информацией с другими пользователями онлайн-пространства с помощью цифровых средств коммуникации, критично воспринимать получаемую информацию, соблюдать правила информационной безопасности.

Выделяются два основных направления профилактической деятельности образовательной организации:

непосредственное психолого-педагогическое воздействие на обучающихся с целью формирования у них необходимой модели поведения, свойств и качеств личности;

создание благоприятных условий для эффективной социализации и социально-психологической адаптации обучающихся.

Для реализации профилактической деятельности образовательной организации используются разнообразные превентивные технологии (социальные, педагогические, психологические) и формы организации воздействия на адресные группы, к которым относятся:

интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательную внеурочную работу (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися);

разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

Следует выделить организационные условия, повышающие эффективность профилактической деятельности образовательной организации:

системность - профилактическая деятельность образовательной организации рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность - задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;

целостность - вовлечение в сферу профилактической деятельности образовательной организации всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи: образовательной организации, семьи, ближайшего окружения;

интеграция - реализация целей и задач профилактической деятельности осуществляется в процессе формирования у детей и подростков навыков и компетенций, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;