Действующий

О методических рекомендациях

Таблица 1

Деятельность образовательной организации в рамках первичной профилактики вовлечения обучающихся в зависимое поведение

Виды профилактики

Специфическая

Неспецифическая

На социальном уровне

- Совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками, совместно с родителями и/или педагогами социальные проекты антинаркотической направленности, ориентированные на преобразование окружающего школу социума.

- Включение элементов первичной позитивной профилактики в учебные планы и программы по биологии, химии, обществознанию.

- Включение обучающихся в молодежные общественные движения, волонтерские проекты просоциальной направленности.

- Мероприятия спортивной и военно-патриотической направленности, театрализованные, концертные программы, постановки, спектакли, пропагандирующие здоровый образ жизни.

- Школьная интернет-группа (разновозрастное сообщество школьников и педагогов), поддерживающая интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки.

- Школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории.

На семейном уровне

- Организация и проведение краевых семинаров, конференций, круглых столов, вебинаров, семинаров, собраний для родителей по вопросам профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ.

- Информирование родителей о факторах, препятствующих развитию личности, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи (например, при проведении родительских собраний).

- Участие родителей во Всероссийском онлайн-опросе по определению уровня их информированности в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ среди обучающихся.

- Программы родительского просвещения, семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных педагогов, психологов, и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей.

- Организация работы семейных клубов, в которых в совместных занятиях принимают участие все члены семьи, что способствует улучшению внутрисемейной коммуникации, развитию воспитательного потенциала семьи.

На личностном уровне

- Психолого-педагогические консультации с обучающимися группы риска и их семьями.

- Разработка и реализация индивидуальных планов профилактической работы с обучающимися группы риска.

- Психолого-педагогическая коррекция нарушений социализации и адаптации.

- Включенное педагогическое наблюдение, изучение особенностей личностного развития учащихся класса в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях (играх, беседах по тем или иным нравственным проблемам, иное), с целью определения индивидуальных особенностей детей.

- Реализация индивидуального подхода при организации учебного и воспитательного процесса.


Таблица профилактических мероприятий составлена с опорой на примерную программу воспитания, разработанную в 2019 году ФГБУ "Институт стратегии развития образования РАО". Примерная программа воспитания призвана помочь педагогам образовательных организаций выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. Программа была утверждена 2 июня 2020 г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию [25].

Вне зависимости от уровня и типа профилактики совершенно необходимым является проведение мероприятий воспитательной направленности; целесообразно при этом ориентироваться на Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры [21].