Действующий

О методических рекомендациях

Введение


Организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ (далее - ПАВ) является неотъемлемой частью ответственности образовательной организации, и нуждается в комплексном проектировании, основываясь на принципах:

системности при реализации профилактической деятельности в образовательной среде, включая организационно-методическое взаимодействие всех субъектов профилактики;

стратегической целостности при взаимодействии организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях реализации единой стратегии профилактической деятельности;

непрерывности, обеспечивая непрерывную и цикличную реализацию комплекса профилактических мер в образовательной среде;

многоаспектности профилактики употребления ПАВ/зависимого поведения как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности образовательных организаций.

Соблюдая преемственность в работе, настоящие методические рекомендации подготовлены с опорой на ранее разработанные (в 2019 году) методические рекомендации "Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации" (письмо Минпросвещения России от 13 февраля 2020 г. N 07-1468).

В 2020 году произошли изменения в нормативно-правовом обеспечении мероприятий, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, накоплен опыт экспертно-консультационной работы по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся и организации профилактической работы образовательных организаций по результатам тестирования. Анализ результатов апробации и внедрения единой методики тестирования также определил основные содержательные блоки методических рекомендации с опорой на системность профилактических действий специалистов.

Ключевым аспектом системы профилактики в образовательной среде является понимание, что эффективность профилактической работы напрямую связана с возможностями образовательной организации, которые во многом превосходят другие социальные институты, включая возможности профилактики в семье. Система образования имеет профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяет обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью, формирования и пропаганды здорового образа жизни в обществе, а также формирования в обществе нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.

В современной ситуации профилактическая деятельность должна строиться на утверждении приоритета задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни, раскрытии и актуализации внутренних ресурсов личности, с опорой на социально значимые ценности - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Предложенный порядок организации системного профилактирующего пространства - с учетом результатов проведения социально-психологического тестирования обучающихся - ориентирован на включение всего спектра существующих ресурсов образовательных организаций на всех уровнях реализации профилактической деятельности.