МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 февраля 2020 года N 07-1468

О методических рекомендациях



В рамках реализации Межведомственного плана организации профилактической работы в сфере немедицинского потребления наркотиков на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы в целях повышения адресности профилактической деятельности в образовательных организациях субъектов Российской Федерации Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) совместно с ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" разработаны методические рекомендации по использованию результатов единой методики социально-психологического тестирования (далее - тестирование) для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации (далее - методические рекомендации).

Методические рекомендации размещены в личных кабинетах региональных операторов, осуществляющих организацию и проведение социально-психологического тестирования в субъектах Российской Федерации (далее - региональный оператор СПТ), по адресу: http://lk-spt.fcprc.ru/.

Департамент рекомендует региональным операторам СПТ организовать проведение обучающих мероприятий по использованию в работе материалов методических рекомендаций, а также провести анализ эффективности используемых программ коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях среди классов/групп с высоким рейтингом количества случаев выявленной явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению, у обучающихся по результатам тестирования.

Заместитель директора
департамента
Л.П.Фальковская

Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Центр защиты прав и интересов детей"



Планирование и организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ

Методические рекомендации



Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации государственного задания ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" на 2020 год


Планирование и организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ. Методические рекомендации для специалистов, педагогических работников - организаторов профилактической деятельности образовательных организаций субъектов Российской Федерации/Авторы-составители: Алагуев М.В., Заева О.В. Под ред. Артамоновой Е.Г. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2020.

Методические рекомендации подготовлены в рамках экспертно-аналитического и организационно-методического сопровождения обеспечения мониторинга организации проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, и системы профилактической работы в образовательных организациях Российской Федерации.

Рекомендации предназначены для специалистов, педагогических работников- организаторов профилактической деятельности образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

В методических рекомендациях раскрываются вопросы проектирования системной и адресной профилактической работы с обучающимися образовательной организации с учетом результатов социально-психологического тестирования.

Введение


Организация работы в образовательной среде по вопросам профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ (далее - ПАВ) является неотъемлемой частью ответственности образовательной организации, и нуждается в комплексном проектировании, основываясь на принципах:

системности при реализации профилактической деятельности в образовательной среде, включая организационно-методическое взаимодействие всех субъектов профилактики;

стратегической целостности при взаимодействии организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях реализации единой стратегии профилактической деятельности;

непрерывности, обеспечивая непрерывную и цикличную реализацию комплекса профилактических мер в образовательной среде;

многоаспектности профилактики употребления ПАВ/зависимого поведения как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности образовательных организаций.

Соблюдая преемственность в работе, настоящие методические рекомендации подготовлены с опорой на ранее разработанные (в 2019 году) методические рекомендации "Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации" (письмо Минпросвещения России от 13 февраля 2020 г. N 07-1468).

В 2020 году произошли изменения в нормативно-правовом обеспечении мероприятий, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, накоплен опыт экспертно-консультационной работы по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся и организации профилактической работы образовательных организаций по результатам тестирования. Анализ результатов апробации и внедрения единой методики тестирования также определил основные содержательные блоки методических рекомендации с опорой на системность профилактических действий специалистов.

Ключевым аспектом системы профилактики в образовательной среде является понимание, что эффективность профилактической работы напрямую связана с возможностями образовательной организации, которые во многом превосходят другие социальные институты, включая возможности профилактики в семье. Система образования имеет профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяет обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью, формирования и пропаганды здорового образа жизни в обществе, а также формирования в обществе нетерпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.

В современной ситуации профилактическая деятельность должна строиться на утверждении приоритета задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни, раскрытии и актуализации внутренних ресурсов личности, с опорой на социально значимые ценности - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Предложенный порядок организации системного профилактирующего пространства - с учетом результатов проведения социально-психологического тестирования обучающихся - ориентирован на включение всего спектра существующих ресурсов образовательных организаций на всех уровнях реализации профилактической деятельности.

     1. Нормативное правовое обеспечение мероприятий, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ


В соответствии с пунктом 1 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный Закон N 3-ФЗ) в отношении обучающихся проводятся мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Данные мероприятия реализуются в два этапа и включают в себя:

1) социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования (далее - тестирование, СПТ);

2) профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования (далее - ПМО).

На основании пункта 3 статьи 53.4 Федерального Закона N 3-ФЗ Министерством просвещения Российской Федерации определен Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. N 59 (далее - Порядок, Порядок тестирования), а Министерством науки и высшего образования Российской Федерации определен Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования, утвержденный приказом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. N 239.

В Порядке проведения тестирования произошли следующие изменения.

Уточнен возраст участников тестирования - тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации (пункт 2 Порядка). Иных ограничений возраста тестируемых обучающихся образовательных организаций не установлено.

Уточнена форма проведения тестирования - форма проведения тестирования определяется образовательной организацией, проводящей тестирование, может быть как бланковой (на бумажных носителях), так и компьютерной (в электронной форме) (пункт 7 Порядка).

Разрешено размещение обезличенных заполненных анкет на внешних носителях информации, что обеспечивает проведение тестирования в электронном виде (пункт 13 Порядка).

Изменен срок хранения информированных согласий на прохождение тестирования: до момента отчисления обучающегося из образовательной организации, проводящей тестирование (пункт 14 Порядка).

Срок и место хранения результатов тестирования определяются органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

В сфере организации и проведения профилактических медицинских осмотров Министерством здравоохранения Российской Федерации с 1 сентября 2020 г. внесены изменения в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 ноября*  2014 г. N 581н в действующей редакции (далее - Порядок ПМО). Изменения коснулись следующих аспектов.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 6 октября 2014 года N 581н". - Примечание изготовителя базы данных.

Определены условия составления списка образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся: список составляется с учетом распределения образовательных организаций, исходя из численности обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ (пункт 6 Порядка ПМО).

Уточнены сроки направления поименных списков участников ПМО: поименные списки составляются и утверждаются руководителем (уполномоченным должностным лицом) образовательной организации, участвующей в проведении профилактических медицинских осмотров, и не позднее чем за 15 дней до начала календарного года направляются в медицинскую организацию, проводящую профилактические медицинские осмотры (пункт 7 Порядка ПМО).

В целях повышения адресности профилактической работы в образовательных организациях, с учетом информации по вопросам организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в 2020/21 учебном году (письмо Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N ДГ 1255/07), в соответствии с действующим законодательством, опираясь на Порядок проведения тестирования и Порядок проведения ПМО, а также исходя из организационной логики, возможно определить следующий порядок действий и взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и образовательных организаций, осуществляющих проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного наркопотребления.

В период с 1 сентября по 1 октября

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, организует проведение информационно-разъяснительной кампании в образовательных организациях с родителями или иными законными представителями обучающихся и мотивационной работы с обучающимися в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для повышения активности участия и снижения количества отказов от СПТ и профилактических медицинских осмотров.

В период с 15 сентября по 1 ноября

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, организует проведение образовательными организациями мероприятий СПТ.

В соответствии с пунктом 14 Порядка СПТ руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в течение трех рабочих дней со дня проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в течение тридцати календарных дней с момента получения от образовательных организаций, проводящих СПТ, результатов СПТ осуществляет их обработку и анализ (пункт 15 Порядка) и в период до 1 декабря информирует о результатах СПТ антинаркотическую комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проводилось СПТ, а также направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья итоговый акт результатов СПТ с указанием образовательных организаций, принявших в нем участие (с информацией об адресах образовательных организаций, количестве обучающихся, подлежащих СПТ, фактическом количестве участников СПТ, их классе (группе), количестве обучающихся по результатам СПТ, а также информацию о распределении образовательных организаций для прохождения профилактических медицинских осмотров, исходя из численности обучающихся в указанных образовательных организациях, имеющих максимальные показатели по "группе риска" по результатам СПТ) (пункт 15 Порядка).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании итогового акта результатов социально-психологического тестирования, полученного из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, составляют список образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся, с учетом распределения образовательных организаций, исходя из численности обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ (пункт 6 Порядка ПМО) и не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года направляют его в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

В период до 15 декабря руководитель образовательной организации, принимающей участие в проведении ПМО, направляет в медицинскую организацию, проводящую профилактические медицинские осмотры, поименные списки обучающихся для прохождения профилактических медицинских осмотров (пункт 10 Порядка ПМО).

Следует отметить, что профилактические медицинские осмотры проводятся при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного добровольного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ). Также, в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 323-ФЗ обучающиеся, достигшие возраста пятнадцати лет, либо один из родителей или иной законный представитель обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, вправе отказаться от проведения профилактического медицинского осмотра (пункт 5 Порядка ПМО).

После получения от руководителя (уполномоченного должностного лица) образовательной организации поименного списка медицинская организация составляет календарный план проведения профилактических медицинских осмотров с указанием дат и мест их проведения (пункт 11 Порядка ПМО).

В соответствии с календарным планом образовательная организация, принимающая участие в проведении ПМО, совместно с представителями медицинской организации, осуществляющей ПМО, проводит собрание обучающихся и родителей (или иных законных представителей), на котором информирует их о целях и порядке проведения профилактического медицинского осмотра (пункт 14 Порядка ПМО).

В период с января по май образовательные организации оказывают содействие в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся.

Образовательные организации по результатам проведения СПТ, а также на основании полученных данных профилактических медицинских осмотров обучающихся разрабатывают мероприятия по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся.

     2. Проектирование системной профилактической деятельности образовательной организации в сфере профилактики употребления психоактивных веществ среди обучающихся


Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является профилактическая деятельность образовательной организации. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на условия и факторы жизни обучающихся (как внешние, так и внутриличностные), связанные с риском вовлечения в употребление ПАВ.

Следует отметить, что образовательная среда - это совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность, а также развивающих личность возможностей, которым придается особое педагогическое значение [38].

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются [20]:

формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»