1. Задачи Национального плана ("дорожной карты") по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы (далее - Национальный план) определяются целями обеспечения экономического роста и необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской экономики, и включают в себя:
развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;
дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия для развития конкуренции, на основании анализа состояния конкуренции;
обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов, проводимых в электронной форме;
обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;
развитие малого и среднего предпринимательства;
унификация и систематизация государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам;
замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;
обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;
развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в том числе создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и других товарных деривативов, создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли;
цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;
расширение и повышение эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, а также восстановление условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства;
создание условий для развития конкуренции в сфере государственного оборонного заказа, стимулирующих увеличение доли государственных контрактов, заключенных путем проведения конкурентных процедур, и повышения эффективности механизма ценообразования в сфере государственного оборонного заказа;
развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и финансовой устойчивости перевозчиков.
2. В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции устанавливаются следующие ключевые показатели развития конкуренции:
Наименование контрольного показателя | Единица измерения | 2025 год | Ответственные исполнители | |
1. | Доля организаций с государственным и муниципальным участием в отраслях (сферах), указанных в пункте 3 раздела II Национального плана* | процентов | менее чем в 2020 году | федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана |
_______________ | ||||
2. | Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей | млн. человек | не менее 25 | федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана |
3. | Доля закупок в денежном выражении, осуществляемых акционерными обществами, входящими в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р и от 30 августа 2017 г. N 1870-р, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по отношению к общему объему таких закупок в денежном выражении, за исключением закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 600 тыс. рублей, закупок товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, а также закупок, осуществляемых в связи с признанием конкурентных закупок несостоявшимися | процентов | менее чем в 2020 году | федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана |
3. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видах деятельности):
Ожидаемые результаты | Ответственные исполнители |
1. Агропромышленный комплекс | |
На федеральном и региональном уровнях обеспечена возможность подачи сельскохозяйственными товаропроизводителями заявления на получение субсидий в электронном виде через государственную информационную систему | Минсельхоз России |
Увеличено количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, получивших субсидии | Минсельхоз России |
Расширена номенклатура сельскохозяйственных товаров, реализуемых на бирже | Минсельхоз России, |
2. Информационные технологии | |
На рынках услуг в сфере информационных технологий, в том числе на рынках программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов (разработка, поддержка, развитие, внедрение, предоставление доступа, обеспечение функционирования), отсутствуют унитарные предприятия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами | Минцифры России |
Обеспечен ввод в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере: | ФАС России, |
Реализован функционал специализированной торговой площадки, обеспечивающий возможность проведения закрытых торгов, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну | ФАС России, |
3. Сфера обращения твердых коммунальных отходов | |
Увеличение до 30 процентов к 2025 году объема твердых коммунальных отходов, транспортируемых организациями частных форм собственности (негосударственными и немуниципальными организациями) и не аффилированными с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами | Минприроды России |
4. Сфера финансовых рынков | |
Обеспечен равный доступ финансовым организациям, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, к государственным программам субсидирования из средств бюджета льготного финансирования | ФАС России, |
Создан не менее чем один новый рынок производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар | ФАС России, |
(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2024 года N 2284-р. - См. предыдущую редакцию) | |
5. Природные ресурсы | |
Расширен доступ организаций, обладающих необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в состав потенциальных пользователей участков нераспределенного фонда недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации | Минвостокразвития России, |
6. Электроэнергетика | |
Снижены сроки технологического присоединения к электрическим сетям до 90 дней к 2025 году в случаях, когда максимальная мощность заявителя составляет до 150 кВт и сетевой организации требуется строительство "последней мили" на расстоянии 300-500 метров | Минэнерго России |
Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в электронной форме не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации к 2025 году | Минэнерго России |
Не увеличены территории ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков | Минэнерго России |
Доля организаций частной формы собственности составляет не менее: | ФАС России |
7. Сфера транспорта | |
Воздушный транспорт: | |
Обеспечены равные условия дистрибуции авиабилетов через глобальные и российские системы бронирования | Минтранс России |
Обеспечена деятельность минимум одного независимого оператора, не входящего в группу лиц с оператором аэропорта, оказывающего услуги по наземному обслуживанию в аэропортах с пассажирооборотом свыше 3 млн. человек в год | Минтранс России |
Железнодорожный транспорт: | |
Создана цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие грузоотправителей, перевозчиков и операторов в рамках грузовых перевозок железнодорожным транспортом на недискриминационной основе | Минтранс России |
Городской транспорт (автобусы): | |
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом: | Минтранс России, |
8. Сфера образования | |
Во всех субъектах Российской Федерации обеспечено внедрение не позднее 2024 года системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств) | Минпросвещения России |
В субъектах Российской Федерации разработаны меры поддержки частных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми | Минпросвещения России, |
Обеспечено включение в примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования тем, посвященных государственной политике по развитию конкуренции | Минпросвещения России |
Доля детей, получающих образование в организациях частной формы собственности, от общего числа детей, получающих образование, составляет не менее: | Минпросвещения России |
9. Сфера здравоохранения | |
На рынках лекарственных средств: | Минздрав России |
Система возмещения стоимости лекарственного обеспечения внедрена: | Минздрав России |
Доля организаций частной формы собственности составляет: | Минздрав России, |
10. Ритуальные услуги | |
До 31 декабря 2023 г.: | Минстрой России, |
В субъектах Российской Федерации до 31 декабря 2025 г.: | Минстрой России, |
(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2023 года N 2252-р. - См. предыдущую редакцию) | |
11. Энергетика | |
Газ: | |
При торговле природным газом не менее 10 процентов общего объема поставок на территорию Российской Федерации составляет объем газа, поставка которого осуществлена по договорам, заключенным на биржевых торгах, в которых приняли участие не менее 5 продавцов | ФАС России, |
Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на природный газ, сжиженный углеводородный газ | ФАС России, |
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования | Минфин России, |
Сроки подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения составляют не более 135 дней для заявителей первой категории в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" | Минэнерго России, |
Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется через многофункциональные центры не менее чем в 45 субъектах Российской Федерации | Минэкономразвития России, |
Сокращены объемы перекрестного субсидирования в рамках долгосрочного тарифного регулирования | Минэкономразвития России, |
Нефть и нефтепродукты: | |
Увеличена доля реализованных на биржевых торгах нефтепродуктов (автомобильные бензины, авиационный керосин, битум, сжиженный углеводородный газ, дизельное топливо, мазут) от общего объема производства по сравнению с 2020 годом | ФАС России, |
Обеспечено развитие экспорта нефти и нефтепродуктов с применением прозрачных форм торговли (организованные торги, аукционы) | ФАС России, |
Обеспечено развитие маркерного сорта российской нефти "Юралс" и повышена его ликвидность как независимого эталонного сорта | Минэнерго России |
Формирование внебиржевых индексов цен на авиационный керосин в центрах потребления | ФАС России, |
Формирование биржевых и внебиржевых индексов цен на битум, судовое топливо в центрах потребления и на нефтепродукты, реализованные мелким оптом | ФАС России, |
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования | Минфин России, |
Угольная промышленность: | |
Объем энергетического угля, реализованного на бирже, составляет не менее 10 процентов поставок на территорию Российской Федерации | ФАС России, |
Обеспечено использование биржевых и внебиржевых индексов цен в целях повышения эффективности применения налогового, бюджетного регулирования | Минфин России, |
Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на энергетический уголь | ФАС России, |
12. Химическая промышленность и нефтегазохимическая промышленность | |
Доля реализации химической и нефтегазохимической продукции на организованных торгах от поставок на внутренний рынок, в том числе в мелкооптовом сегменте, составляет для парафинов, ортоксилола, толуола не менее 10 процентов объемов продаж на территории Российской Федерации каждого производителя, занимающего доминирующее положение на соответствующих товарных рынках | ФАС России |
Расширена номенклатура химической и нефтегазохимической продукции, реализуемой на организованных торгах с учетом спроса | ФАС России, |
Сформированы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на минеральные удобрения, парафины, ортоксилол, толуол | ФАС России, |
13. Строительство | |
Осуществлен переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования | Минстрой России, |
Доля организаций частной формы собственности в объеме выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составляет не менее 91 процента | Минстрой России |
14. Торговля | |
Суммарно увеличено количество нестационарных торговых объектов и торговых мест на ярмарках не менее чем на 10 процентов в 2025 году по отношению к 2020 году | Минпромторг России, |
(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2024 года N 1399-р. - См. предыдущую редакцию) | |
15. Лесной комплекс | |
Обеспечено развитие ликвидных биржевых торгов лесоматериалами | ФАС России, |
Создание ликвидных биржевых индикаторов на лесоматериалы, основанных на результатах биржевых торгов лесоматериалами | ФАС России, |
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования | Минфин России, |