Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 августа 2021 года N 535-р
Об организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий медицинскими организациями, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
(с изменениями на 30 сентября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 30 сентября 2024 года N 616-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 03.10.2024).
____________________________________________________________________
В рамках реализации ведомственного проекта Санкт-Петербурга "Совершенствование процессов организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге на основе информационных технологий" и регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (город федерального значения Санкт-Петербург)", в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2012 N 1119 "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения", и соглашением от 29.10.2020 "О взаимодействии между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга в целях осуществления национальными медицинскими исследовательскими центрами организационно-методического руководства медицинскими организациями Санкт-Петербурга":
1. Утвердить положение (далее - Положение) об организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий медицинскими организациями, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить регламент подключения медицинских организаций, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, к подсистеме "Телемедицина" государственной информационной системы "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения", согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
3. Руководителям медицинских организаций, представленных в приложении N 3 к распоряжению (далее - экспертные МО), в течение 14 календарных дней со дня подписания настоящего распоряжения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 октября 2024 года распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 30 сентября 2024 года N 616-р. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Разработать перечень клинических ситуаций, при которых экспертной МО будут осуществляться телемедицинские консультации по профилям, представленным в приложении N 3 к распоряжению (далее - профиль), и предоставить в Комитет по здравоохранению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 октября 2024 года распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 30 сентября 2024 года N 616-р. - См. предыдущую редакцию)
3.2. Обеспечить в ежедневном режиме организацию и оказание телемедицинских консультаций по профилям для медицинских работников медицинских организаций (далее - МО) согласно Положению.
3.3. Обеспечить получение экспертной МО доступа к федеральной телемедицинской системе (далее - ФТМС) и регистрацию в ФТМС врачей, ответственных за направление в национальные медицинские исследовательские центры (далее - НМИЦ) запросов на телемедицинские консультации (в соответствии с профилями).
3.4. Организовать на постоянной основе направление посредством ФТМС специалистами экспертной МО в НМИЦ запросов на телемедицинские консультации по сложным клиническим случаям (в соответствии с профилем), в том числе запросов по сложным клиническим случаям, поступившим в экспертную МО от медицинских работников других МО.
4. Руководителям МО Санкт-Петербурга, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в целях обеспечения возможности проведения медицинскими работникам МО дистанционных консультаций, а также дистанционного контроля состояния здоровья пациентов:
4.1. Обеспечить проведение организационных работ по предоставлению пациентам МО возможности получения медицинской помощи в дистанционной форме, а также дистанционного контроля состояния здоровья пациентов согласно Положению.
4.2. Обеспечить информирование пациентов МО о возможности, порядке и условиях получения медицинской помощи в дистанционной форме, в том числе посредством размещения данной информации на официальном сайте медицинской организации.
5. Директору СПб ГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - СПб ГБУЗ "МИАЦ") обеспечить:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 октября 2024 года распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 30 сентября 2024 года N 616-р. - См. предыдущую редакцию)
5.1. Организационно-методическое сопровождение организации оказания телемедицинских консультации (консилиумов) в соответствии с Положением.
5.2. Мониторинг организации и оказания медицинской помощи жителям Санкт-Петербурга с применением телемедицинских технологий, а также дистанционного контроля состояния здоровья пациентов в соответствии с Положением.
5.3. Мониторинг организации и оказания телемедицинских консультаций (консилиумов) при дистанционном взаимодействии между собой медицинских работников МО в соответствии с Положением.
5.4. Мониторинг направления экспертными МО запросов на телемедицинские консультации в НМИЦ посредством ФТМС.
5.5. Размещение информации о возможности, порядке и условиях получения жителями Санкт-Петербурга дистанционных консультаций в медицинских организациях на Портале "Здоровье петербуржца".
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по здравоохранению Гранатович О.В.
Председатель
Комитета по здравоохранению
Д.Г.Лисовец
Положение об организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий медицинскими организациями, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
Термин, сокращение | Описание |
Веб-интерфейс | Веб-страница или совокупность веб-страниц, предоставляющая пользовательский интерфейс для взаимодействия с сервисом или устройством посредством протокола НТТР и веб-браузера |
ВКС | Видеоконференцсвязь - это технология, обеспечивающая одновременную передачу видео и звука между двумя и более пользователями, с помощью аппаратно-программных средств коммуникации |
Маршрут прохождения заявки | Путь следования заявки на телемедицинскую консультацию от начальной точки (формирования заявки запрашивающим консультацию врачом) до конечной точки (результата обработки заявки), разделенный на этапы и характеризующийся различными свойствами (например, срочность, профиль медицинской помощи и т.п.) |
МИС | Медицинская информационная система |
ГИС РЕГИЗ | Государственная информационная система Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" |
ТМ.РЕГИЗ | Подсистема "Телемедицина" государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" |
УКЭП | Усиленная квалифицированная электронная подпись |
2.1. Настоящее положение (далее - Положение) определяет правила организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий МО, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
2.2. Положение применяется при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии:
- Медицинских работников МО, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, между собой;
- Медицинских работников МО, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, с пациентами (жителями Санкт-Петербурга) и (или) их законными представителями.
2.3. Для организации телемедицинских консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников МО между собой используется ТМ.РЕГИЗ, а также медицинские информационные системы, эксплуатируемые в МО и обеспечивающие информационное взаимодействие с ТМ.РЕГИЗ (далее - МИС МО).
2.4. Для организации телемедицинских консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников МО с пациентами и (или) их законными представителями, а также контроля состояния здоровья пациентов в дистанционной форме, используются ТМ.РЕГИЗ, МИС МО и подсистема "Интернет-портал" государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения".
2.5. Посредством ТМ.РЕГИЗ проводятся телемедицинские консультации (консилиумы) медицинских работников МО между собой по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода пациента в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации, а также направления пациента в целевую медицинскую организацию для получения медицинской помощи.
2.6. Посредством ТМ.РЕГИЗ проводятся телемедицинские консультации при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
- Сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза заболевания, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, назначенных по результатам очного приема, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.
2.7. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации).
2.8. ТМ.РЕГИЗ может использоваться для проведения телемедицинских консультаций (консилиумов) при оказании следующих видов медицинской помощи:
- первичной медико-санитарной помощи;
- специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
- паллиативной медицинской помощи.
2.9. МО оказывают медицинскую помощь посредством ТМ.РЕГИЗ и МИС МО по видам работ (услуг), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
2.10. Необходимость получения консультативной медицинской помощи в дистанционной форме при взаимодействии медицинских работников между собой определяет врач, непосредственно оказывающий медицинскую помощь пациенту в очной форме (далее - запрашивающий врач).
2.11. По инициативе медицинского работника МО, привлекаемого для проведения телемедицинской консультации (далее - врач-консультант), может быть созван дистанционный консилиум врачей.
2.12. Результатом телемедицинской консультации между медицинскими работниками является заключение врача-консультанта или протокола консилиума врачей.
2.13. Запрашивающий врач несет ответственность за полноту и достоверность сведений о пациенте, предоставленных врачу-консультанту в рамках заявки на телемедицинскую консультацию.
2.14. Врач-консультант (участник консилиума) несет ответственность за полноту и достоверность сведений, предоставленных по результатам телемедицинской консультации (консилиума), в пределах данного им заключения.
2.15. Необходимость и возможность оказания консультативной медицинской помощи в дистанционной форме при взаимодействии медицинского работника с пациентом и (или) его законным представителем определяет медицинский работник на основании имеющихся у него сведений о состоянии здоровья пациента, полученных на первичном очном приеме.
2.16. Результатом телемедицинской консультации, оказанной пациенту и (или) его законному представителю, является консультативное заключение, в том числе содержащее сведения о назначении пациенту необходимых дополнительных исследований, очного приема, а также корректировке ранее назначенного лечения - при условии предварительного установления диагноза пациента на очном приеме (посещении в рамках вызова на дом) лечащим врачом.
2.17. Медицинский работник несет ответственность за рекомендации, предоставленные пациенту по результатам телемедицинской консультации.
2.18. Консультативные заключения (протоколы консилиумов), сформированные по результатам телемедицинской консультации (консилиума), а также медицинские документы, направленные в консультирующую МО в рамках заявки на телемедицинскую консультацию, вносятся в электронную медицинскую карту пациента медицинской информационной системы МО, оказывающей телемедицинскую консультацию.
2.19. Если в ходе телемедицинской консультации запрашивающий врач не смог предоставить сведения, необходимые для формирования консультативного заключения, врач-консультант имеет право завершить телемедицинскую консультацию без консультативного заключения с указанием причины.
2.20. Хранение консультативных заключений (протоколов консилиума) и медицинских документов, полученных в рамках телемедицинской консультации, осуществляется в течение сроков, предусмотренных для хранения соответствующей первичной документации.
2.21. Защита персональных и медицинских данных пациента от неправомерного доступа, их изменения, раскрытия или уничтожения обеспечивается применением высокоэффективных стандартизованных средств защиты информации ГИС РЕГИЗ, посредством которой обеспечивается дистанционное взаимодействие медицинских работников.
2.22. Техническая поддержка ТМ.РЕГИЗ обеспечивается контрактом на оказание услуг по сопровождению ГИС РЕГИЗ.
Положение разработано в соответствии с нормами, требованиями и рекомендациями, приведенными в следующих нормативных правовых актах и иных документах:
3.1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
3.3. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
3.6. Паспорт регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (город федерального значения Санкт-Петербург)", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Здравоохранение" от 13.12.2018 N 2.