МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 7 сентября 2020 года N 657
О реализации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения"
В целях реализации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения",
приказываю:
1. Утвердить Положение о федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения согласно приложению.
2. Директору Департамента гражданской обороны и защиты населения:
обеспечить организацию взаимодействия, координацию деятельности и методическое руководство учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
до 1 октября 2020 г. определить совместно с ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) перечень организаций и учреждений МЧС России, входящих в состав федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, который утвердить в установленном порядке.
3. Директору Департамента образовательной и научно-технической деятельности:
до 1 октября 2020 г. организовать работу по внесению изменений в Устав ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии с функциями федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
предусмотреть в 2020 году в рамках научно-исследовательской работы разработку организационно-методических рекомендаций по организации деятельности федеральных и территориальных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, а также разработку предложений по эффективному функционированию сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в условиях современных угроз радиационного, химического и биологического характера.
4. Начальнику ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ):
обеспечить реализацию функций, предусмотренных Приложением к Правилам функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения";
до 1 ноября 2020 г. разработать образовательную программу повышения квалификации руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения и разместить учебный план на сайте ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в сети Интернет;
с 1 декабря 2020 г. приступить к обучению руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
5. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:
организовать взаимодействие, координацию деятельности и методическое руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на региональном уровне;
до 1 ноября 2020 г. организовать работу по внесению изменений в планирующие документы в части, касающейся функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территориях субъектов Российской Федерации;
оказать методическую помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации по определению состава учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения и их утверждению в установленном порядке.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника П.Ф.Барышева.
Министр
Е.Н.Зиничев
Положение о федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
1. Настоящее Положение определяет порядок функционирования федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - СНЛК МЧС России) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического (далее - РХБ) характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) РХБ характера.
2. Опасности РХБ характера - это возможность возникновения обстоятельств, при которых радиоактивные, химические (боевые отравляющие, аварийно химически опасные) вещества, патогенные биологические агенты или иные опасные вещества и (или) их сочетание могут привести (приведут) к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, значительным материальным потерям и (или) нарушению условий жизнедеятельности людей.
3. Федеральная подсеть СНЛК МЧС России представляет собой совокупность действующих специализированных подразделений и служб МЧС России, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации (далее - учреждения СНЛК), и является составной частью сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
4. Учреждения СНЛК МЧС России - это подразделения научных и иных организаций МЧС России, осуществляющих проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды, а также подразделения РХБ защиты спасательных воинских формирований, специализированных пожарно-спасательных частей, региональных поисково-спасательных отрядов, нештатные посты РХБ наблюдения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им подразделений, которые в мирное время (в соответствии с возложенными на них задачами) осуществляют функции по контролю за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации.
5. Основными задачами федеральной подсети СНЛК МЧС России являются:
а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), экспресс-индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека и животных, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;
б) организация и проведение РХБ разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.
6. Основными функциями федеральной подсети СНЛК МЧС России являются:
а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием РХБ обстановки;
б) установление методами экспресс-индикации наличия в окружающей среде патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека и животных;
в) отбор и доставка проб в специализированные лаборатории для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;
г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в условиях опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
7. Функционирование федеральной подсети СНЛК МЧС России на территории Российской Федерации начинается с введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
8. В случае отсутствия угрозы возникновения опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, федеральная подсеть СНЛК МЧС России функционирует в следующих режимах:
а) повседневная деятельность - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;
б) повышенная готовность - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;
в) чрезвычайная ситуация - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора.
9. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная РХБ обстановка) функционирование федеральной подсети СНЛК МЧС России осуществляется в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом, и в соответствии с уставами, ведомственными положениями, регламентами и инструкциями.
10. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС РХБ характера и угрозе военных конфликтов) на основании данных оценки РХБ обстановки в зоне возможной ЧС учреждения СНЛК МЧС России выполняют следующие мероприятия:
а) оповещение и сбор личного состава специализированных подразделений и служб МЧС России, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой;
б) перевод их на усиленный режим работы;
в) проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС РХБ характера;
г) приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения, имущества, а также средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания - в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
д) организация взаимодействия с оперативными группами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС РХБ характера и порядке их действий;
е) организация работы оперативных штабов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (центров поддержки принятия решений) на базе органов управления учреждений СНЛК МЧС России;
ж) уточнение мероприятий, касающихся порядка действий (взаимодействия) учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в зависимости от параметров складывающейся РХБ обстановки;
з) осуществление непрерывного сбора и оценки данных РХБ обстановки в зоне возможной ЧС;
и) уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
к) возвращение в места (пункты) постоянной дислокации учреждений СНЛК МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);
л) уточнение состава группировки сил и средств, определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша;
м) принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС РХБ характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
11. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение ЧС РХБ характера в мирное время, применение противником современных средств поражения при военных конфликтах) при подтверждении информации о возникновении ЧС РХБ характера учреждениями СНЛК МЧС России выполняются следующие мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:
а) организуется взаимодействие с оперативными группами учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в зависимости от их территориальной принадлежности по вопросам достоверного и качественного прогноза развития ЧС РХБ характера;
б) выдвигается группировка сил и средств учреждений СНЛК МЧС России в зону ЧС РХБ характера;
в) выполняются работы по непрерывной разведке, оценке и анализу развития РХБ обстановки, всестороннему обеспечению действий учреждений СНЛК МЧС России, а также выработке предложений по локализации и ликвидации последствий ЧС РХБ характера;
г) определяется характер и масштабы возможного заражения, направление распространения и размеры зоны заражения, возможный характер поражающего действия на население, способы обеззараживания;
д) обозначаются границы зон заражения;
е) при невозможности качественной идентификации РХБ поражающего фактора проводится отбор с последующим направлением в специализированные лаборатории;
ж) осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией о РХБ обстановке в зоне ЧС и о ходе работ по ее ликвидации.
12. Координация деятельности и методическое руководство учреждениями СНЛК МЧС России осуществляется:
а) на федеральном уровне - Департаментом гражданской обороны и защиты населения;
б) на региональном уровне - главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
13. Передача информации об обнаружении признаков угрозы возникновения ЧС РХБ характера осуществляется немедленно, и далее с периодичностью не более 1 часа в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи:
а) органами управления учреждений СНЛК МЧС России - в Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" и Департамент гражданской обороны и защиты населения;
б) Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" - в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".
14. Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде) радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющих веществ и биологических средств; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей и животных; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК МЧС России в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 1 часа (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
15. Взаимодействие и координация деятельности учреждений СНЛК осуществляется с использованием существующих каналов связи по вопросам прогнозирования, наблюдения, оценки РХБ обстановки, взаимообмена оперативной информацией, порядка совместных действий при возникновении (угрозе возникновения) ЧС РХБ характера.
16. Департамент гражданской обороны и защиты населения при координации деятельности и методическом руководстве федеральной подсетью СНЛК МЧС России обеспечивает:
а) разработку и утверждение организационно-методических рекомендаций по организации деятельности СНЛК для федеральных органов исполнительной власти и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с отражением в них вопросов внедрения единых стандартов обмена информацией, порядка проведения тренировок с учреждениями СНЛК совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);
б) сбор и обработку информации о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, а также обмен такой информацией между учреждениями СНЛК МЧС России (через Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях");
в) информирование населения об угрозах РХБ характера (через Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях");
г) контроль за участием организаций и учреждений СНЛК в учениях и тренировках, проводимых главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.