ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2021 года N 1051
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
(с изменениями на 14 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2293 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2021, N 0001202112160041) (вступило в силу c 1 марта 2022 года).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 11_1 Федерального закона "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 41, ст.5193);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N 851 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 35, ст.4770);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части обязательного использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 23, ст.3349);
пункт 2 изменений, которые вносятся в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. N 1586 "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст.8161);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 г. N 173 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 9, ст.1402).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
(с изменениями на 14 декабря 2021 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее - федеральный надзор).
2. Предметом федерального надзора является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее - обязательные требования).
3. Федеральный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального надзора, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, в должностные регламенты которых входит осуществление полномочий по федеральному надзору.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители.
6. Должностные лица, осуществляющие федеральный надзор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
7. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в рамках федерального надзора являются:
в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона - деятельность контролируемых лиц по обеспечению транспортной безопасности;
в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона - результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе по подготовке, аттестации, аккредитации в области транспортной безопасности и защите от актов незаконного вмешательства;
в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона - объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, строящиеся объекты транспортной инфраструктуры, зоны безопасности, определенные в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
8. Учет объектов контроля, указанных в пункте 7 настоящего положения, а также информационное обеспечение федерального надзора осуществляются с использованием единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" и комплексной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью за обеспечением транспортной безопасности.
9. При осуществлении федерального надзора применяется система оценки и управления рисками.
10. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при осуществлении федерального надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
11. Отнесение объектов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2293. - См. предыдущую редакцию)
12. Отнесение деятельности и результатов деятельности контролируемых лиц к категориям риска осуществляется решением контрольного (надзорного) органа либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2293. - См. предыдущую редакцию)
13. В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность, контролируемую несколькими территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, решение об отнесении его деятельности и результатов этой деятельности к категориям риска принимается решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к категории риска, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Положению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2293. - См. предыдущую редакцию)
14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска (инспекционный визит, или рейдовый осмотр, или документарная проверка, или выездная проверка), - одно контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года.
15. При осуществлении надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит.
16. Доклад о правоприменительной практике готовится один раз в год.
17. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
18. При наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
19. Подача и рассмотрение контролируемым лицом возражения в отношении предостережения осуществляется в следующем порядке:
а) возражение подается (направляется) контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, направивший предостережение в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного соответствующей электронной подписью;
б) в возражении указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя);
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
20. Контрольный (надзорный) орган рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения письменный ответ в письменной форме.
21. Результаты рассмотрения возражений используются контрольным (надзорным) органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.
22. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется консультирование.
23. Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) порядок организации и осуществления федерального надзора;
б) порядок совершения контрольных (надзорных) действий должностными лицами;
в) положения обязательных требований, ограничений, порядка и правил, установленных международным законодательством и законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности;
г) порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, находящихся в производстве контрольного (надзорного) органа.
24. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
25. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.