ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2021 года N 1064

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации

(с изменениями на 1 октября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2172 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2021, N 0001202112030032) (вступило в силу c 1 марта 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2024 года N 1321 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2024, № 0001202410020022).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1064

     

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации

(с изменениями на 1 октября 2024 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации является:

а) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации:

требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;

требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;

требований к воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты;

требований к воздушным перевозкам опасных грузов;

требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством Российской Федерации;

требований к выполнению авиационных работ;

обязательных требований к содержанию программ подготовки авиационного персонала гражданской авиации;

порядка подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;

требований в отношении документации гражданского воздушного судна, наличие которой на борту гражданского воздушного судна установлено воздушным законодательством Российской Федерации;

требований, установленных пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2024 года N 1321. - См. предыдущую редакцию)


обязательных требований пожарной безопасности;

требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

б) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:

сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 (за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники) и со статьями 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2024 года N 1321. - См. предыдущую редакцию)

документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:

программ подготовки, предусмотренных пунктом 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации;

документации гражданского воздушного судна, утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна, предусмотренной пунктом 1 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

3. Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

б) должностные лица контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) (далее - инспектор).

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;

б) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

6. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. Возмещение свидетелям, специалистам, экспертам, экспертным организациям, привлекаемым Федеральной службой по надзору в сфере транспорта к участию в контрольных (надзорных) мероприятиях, расходов, понесенных ими в связи с участием в надзорных мероприятиях, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю".

II. Объекты контроля

8. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за следующими объектами:

а) деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;

б) деятельность по использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;

в) деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

г) деятельность по осуществлению воздушных перевозок опасных грузов;

д) деятельность по выполнению авиационных работ;

е) деятельность по подготовке членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;

ж) деятельность по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;

з) деятельность операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;

и) деятельность, связанная с выполнением условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:

сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 (за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники) и со статьями 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2024 года N 1321. - См. предыдущую редакцию)

документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;

к) гражданские воздушные суда;

л) объекты инфраструктуры воздушного транспорта;

м) помещения и оборудование организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, подготовку членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением.

9. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет учет объектов контроля с использованием соответствующих ведомственных автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, при планировании и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляющих хранение, сбор и обработку данных.

Информация по объектам контроля вносится в указанные системы по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами, а также в порядке межведомственного взаимодействия из иных информационно-аналитических систем, используемых в гражданской авиации.

III. Управление рисками причинения веда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

10. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из категорий (высокий, значительный, средний и низкий) риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска).

IV. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска

11. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска устанавливаются с учетом положений частей 5 и 6 статьи 23 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

12. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению N 1.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2172. - См. предыдущую редакцию)

13. Для целей оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида контрольного (надзорного) мероприятия деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести ("А", "Б", "В" и "Г"), предусмотренные приложением N 1 к настоящему Положению.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2172. - См. предыдущую редакцию)

V. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

14. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичность:

а) категория высокого риска, которая предусматривает с периодичностью 1 раз в 2 года проведение инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки или выездной проверки;

б) категория значительного риска, которая предусматривает проведение:

с периодичностью 1 раз в 2 года - инспекционного визита или рейдового осмотра;

с периодичностью 1 раз в 3 года - документарной проверки или выездной проверки;

в) категория среднего риска, которая предусматривает проведение:

с периодичностью 1 раз в 3 года - инспекционного визита;

с периодичностью 1 раз в 3 года - рейдового осмотра;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»