ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 года N 1003
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1897
(с изменениями на 1 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2165 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2021, N 0001202112030034) (вступило в силу c 1 марта 2022 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1897 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст.85).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом
(с изменениями на 1 декабря 2021 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом (далее - федеральный контроль).
2. Предметом федерального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию подвижного состава внеуличного транспорта и объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (далее - контролируемые лица), обязательных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации внеуличного транспорта и правилами пользования внеуличным транспортом, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - обязательные требования).
3. Федеральный контроль в соответствии с настоящим Положением осуществляется контролирующим органом, которым являются:
а) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
б) в случае изъятия Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переданных полномочий по федеральному контролю - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
4. От имени контролирующего органа федеральный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) руководитель (заместитель руководителя);
б) начальник управления;
в) заместитель начальника управления;
г) начальник отдела;
д) заместитель начальника отдела;
е) главный государственный инспектор;
ж) старший государственный инспектор;
з) государственный инспектор.
5. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
в) руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
г) заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
6. Перечень должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также перечень должностных лиц органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление федерального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
7. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий несут обязанности и имеют права, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле), а также имеют право пользоваться техническими средствами, в том числе осуществлять фотосъемку, аудио- и видеозапись объектов и документов (кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне).
8. Объектами федерального контроля являются:
а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле - деятельность по эксплуатации внеуличного транспорта;
б) в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле:
объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
подвижной состав внеуличного транспорта.
9. Учет объектов федерального контроля осуществляется в электронном виде на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на основании:
а) информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами;
б) информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;
в) общедоступной информации;
г) анализа результатов контрольных мероприятий.
10. Информация, указанная в пункте 9 настоящего Положения, актуализируется контролирующим органом по мере ее поступления. К сведениям об объектах федерального контроля, подлежащих учету в целях осуществления федерального контроля, относятся:
а) наименование объекта федерального контроля;
б) сведения о владельце (эксплуатант) объекта федерального контроля или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по эксплуатации внеуличного транспорта;
в) присвоенная категория риска;
г) дата окончания последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия;
д) реквизиты выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
11. При осуществлении федерального контроля применяется система оценки и управления рисками.
12. Контролирующий орган при осуществлении федерального контроля относит объекты федерального контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
13. Отнесение объектов федерального контроля к категориям риска осуществляется решением контролирующего органа, руководителя территориального органа контролирующего органа (лица, исполняющего его обязанности) по месту нахождения контролируемого лица в соответствии с критериями отнесения объектов федерального контроля к категориям риска.
14. В случае если контролируемое лицо осуществляет несколько видов деятельности по предмету федерального контроля, входящих в полномочия контролирующего органа или его территориального органа, решение об отнесении его деятельности к категории риска принимается уполномоченным должностным лицом контролирующего органа, территориального органа контролирующего органа.
15. При наличии критериев, позволяющих отнести объект федерального контроля к различным категориям риска или группам тяжести, подлежат применению критерии отнесения объектов федерального контроля к более высоким категориям риска или группам тяжести.
16. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований объекты федерального контроля подлежат отнесению к группам тяжести "А" и "Б".
К группе тяжести "А" относятся:
перевозка пассажиров и провоз ручной клади на метрополитене;
перевозка пассажиров и провоз ручной клади на монорельсе;
подвижной состав внеуличного транспорта.
К группе тяжести "Б" относятся:
перевозка пассажиров и провоз ручной клади на подвесной канатной дороге транспортной;
перевозка пассажиров и провоз ручной клади на фуникулере транспортном;
станции внеуличного транспорта.
17. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному контролю, разделяется на группы вероятности "1", "2" и "3" (далее - группы вероятности).
18. К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда с назначением наказания работнику контролируемого лица (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица) за нарушение обязательных требований, которое повлекло транспортное происшествие (аварию), следствием которой стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.
Для целей применения настоящего Положения под транспортным происшествием (аварией) понимаются транспортные происшествия, аварии и чрезвычайные ситуации техногенного характера на внеуличном транспорте в значениях, установленных транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
19. К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда с назначением наказания работнику контролируемого лица (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица) за нарушение обязательных требований.
20. К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при отсутствии информации о вступившем в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда с назначением наказания работнику контролируемого лица (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица) за нарушение обязательных требований.
21. Отнесение деятельности объекта федерального контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности в соответствии с матрицей категорий риска причинения вреда (ущерба) согласно приложению.
22. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов федерального контроля, указанных в пункте 8 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
высокий риск причинения вреда (ущерба) - выездная проверка 1 раз в 2 года;
средний риск причинения вреда (ущерба) - выездная проверка, или инспекционный визит, или документарная проверка 1 раз в 3 года.
В отношении объектов федерального контроля, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
23. При осуществлении федерального контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;