Согласно основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29.09.2018, мероприятия по повышению уровня доступности и качества финансовых услуг для потребителей и уровня финансовой грамотности населения будут включены в комплекс мер, направленных на формирование доверительной среды и развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг.
Согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, открытость бюджетного процесса и вовлечение в него институтов гражданского общества способствуют повышению эффективности бюджетных расходов и соответствуют лучшей мировой практике.
В Санкт-Петербурге вопросы повышения уровня финансовой грамотности населения также не теряют своей актуальности. Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" повышение правовой, финансовой и цифровой грамотности населения рассматривается в качестве одной из задач по повышению образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения. Развитие сферы образования, в свою очередь, является важным условием обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга, повышения его конкурентоспособности в формировании и накоплении интеллектуального капитала.
Недостаточно высокий уровень финансовой грамотности населения негативно влияет на благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, замедляет инвестиционные процессы и приводит к ухудшению социально-экономического положения региона.
Эксперты ожидают, что в 2021 году останутся высокими темпы ипотечного кредитования, а розничное кредитование в целом по-прежнему будет опережать динамику зарплат, в связи с чем отношение задолженности и зарплаты по итогам 2021 года может увеличиться еще на 4-6 процента.
Представленные данные свидетельствуют о высокой актуальности мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга и информированности о способах защиты прав потребителей финансовых услуг.
В 2018 году между Министерством финансов Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов заключено соглашение о распространении учебно-методических комплектов c целью реализации образовательных программ по финансовой грамотности в образовательных организациях на территории Санкт-Петербурга.
В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся" проводится обучение педагогов общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций.
В рамках реализации совместных проектов Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка по развитию финансовой и бюджетной грамотности в Российской Федерации активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, в том числе в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности и Всероссийской недели сбережений, принимают Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Северо-Западном федеральном округе Центрального банка Российской Федерации, Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Санкт-Петербургу, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, высшие учебные заведения, институты финансового рынка.
Для вовлечения жителей Санкт-Петербурга в процесс распределения средств бюджета Санкт-Петербурга с 2016 года реализуется проект инициативного бюджетирования "Твой бюджет". В процессе подготовки и отбора инициатив проводится обучение городских активистов, в рамках которого в том числе рассматриваются вопросы финансовой и бюджетной грамотности.
В целях обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса в Санкт-Петербурге в августе 2019 года открыт интернет-портал "Открытый бюджет Санкт-Петербурга", рассчитанный на широкую аудиторию, не обладающую специальными знаниями в области финансов, и содержащий обширную информацию о бюджете Санкт-Петербурга, однако статистика посещений сайта пока свидетельствует о низком интересе жителей Санкт-Петербурга к открытым бюджетным данным.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга является недостаточно высоким и требует систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках Основных направлений.
По итогам исследования, проведенного в 2020 году по заказу Министерства финансов Российской Федерации в рамках Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, Санкт-Петербург по уровню финансовой грамотности населения отнесен к группе D ("ниже среднего").
В ходе опроса жители региона дали оценку своему умению распоряжаться личными денежными средствами. Низко оценили свое умение распоряжаться деньгами (оценки "1" и "2" по пятибалльной шкале) 12 процентов жителей региона. На "4" и "5" свою финансовую грамотность оценили 50 процентов. Большинство жителей региона считают, что их уровень финансовой грамотности (умение распоряжаться личными денежными средствами) за последний год существенно не изменился.
Российскому потребителю финансовых услуг в большой степени присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство, а также пассивное отношение к контролю за личными финансами, что является преимущественно следствием следующих двух групп проблем.
Первая группа проблем связана с отсутствием четкого распределения полномочий и ответственности за принятие финансовых решений как на уровне индивида, так и на уровне участников финансового рынка, низкой информированностью в области защиты прав потребителей, отсутствием со стороны населения доверия к финансовой системе.
Вторая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком доступных образовательных программ и материалов для всех слоев населения, а также с недостаточным количеством квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг и взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.