ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2021 года N 1236/р
Об утверждении Порядка оформления и подписания натурного листа грузового поезда формы ДУ-I с применением электронной подписи
В связи с внедрением Технологического электронного документооборота с применением электронной подписи:
1. Утвердить и ввести в действие со 2 августа 2021 г. прилагаемый Порядок оформления и подписания натурного листа грузового поезда формы ДУ-1 с применением электронной подписи.
2. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить изучение причастными работниками Порядка, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главного инженера Центральной дирекции управления движением Сахарова А.Г.
Заместитель генерального директора
ОАО "РЖД" - начальник Центральной
дирекции управления движением
Р.Сайбаталов
Порядок оформления и подписания натурного листа грузового поезда формы ДУ-1 с применением электронной подписи
Натурный лист грузового поезда (форма ДУ-1) (далее - ДУ-1) является первоисточником для учета наличия вагонов на железнодорожных станциях, перехода поездов, вагонов и контейнеров с одной железной дороги на другие или регионы железной дороги на другие, создания вагонной модели, а также заполнения соответствующих разделов маршрута машиниста о массе, составе и условной длине поезда.
Порядок оформления и подписания натурного листа грузового поезда (форма ДУ-1) с применением электронной подписи (далее - Порядок) определяет порядок действий уполномоченных работников железнодорожной станции ОАО "РЖД" при подписании электронной подписью натурного листа грузового поезда.
1.1. Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах установлены федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие термины, определения и сокращения:
АС - автоматизированные системы;
АСУ СТ - автоматизированная система управления станцией;
АСОУП - автоматизированная система оперативного управления перевозками;
ДСП - дежурный по станции;
ДУ-1 - натурный лист грузового поезда;
ЕСПП - единая служба поддержки пользователей;
КП ЭДО - комплекс программных средств технологического электронного документооборота;
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
Работник станции - уполномоченный работник железнодорожной станции ОАО "РЖД", ответственный за составление и подписание электронной подписью натурного листа грузового поезда формы ДУ-1.
ЭД - документ, зафиксированный на электронном носителе (в виде набора символов, изображений) и предназначенный для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи с целью хранения и использования;
ЭП - электронная подпись.
2.1. ДУ-1, включая подписываемый ЭП экземпляр, оформляется в соответствии с действующими на момент оформления нормативными документами по составлению ДУ-1.
2.2. ДУ-1 оформляется на станциях формирования, соединения, объединения двух и более грузовых поездов, разъединения соединенных поездов и изменения состава или индекса поезда.
2.3. ДУ-1 подготавливается в АСУ СТ на готовый к отправлению грузовой поезд на станции их формирования, отцепки и прицепки вагонов (корректировки сведений) на основании сообщения 02 или 09. После приема и подтверждения указанных данных в АСОУП в АСУ СТ формируется ЭД и подписывается ЭП.
2.4. На станции соединения двух и более поездов на соединенный поезд формируется новый ДУ-1, с передачей в АСОУП сообщения 208. После приема и подтверждения сообщения 208 в АСОУП в АСУ СТ формируется ЭД.
2.5. На станции разъединения соединенных поездов в АСОУП вводится сообщение 208 о разъединении с восстановлением в натурных листах прежних индексов поездов, в АСУ СТ формируется ЭД и подписывается ЭП.
2.6. На промежуточных, участковых станциях (в пути следования) при изменении состава, направления движения или в случае обнаружения расхождений данных натурного листа с фактическим составом поезда натурный лист корректируется на основании сообщения 09, изменение индекса поезда - сообщения 209. При этом производится формирование и подписание нового ДУ-1.
2.7. На станции формирования поезда натурный лист должен быть подготовлен не менее чем в трех экземплярах.
2.8. Первый экземпляр вкладывается в пакет с перевозочными документами и следует до станции назначения (расформирования), второй вручается машинисту поездного локомотива, третий остается в делах станции и используется для учета и обработки информации.
2.9. Подписание ДУ-1 ЭП осуществляют уполномоченные работники железнодорожной станции ОАО "РЖД" (далее - Работник станции) в соответствии с технологическим процессом работы станции и должностной инструкцией Работника станции посредством автоматизированной системы АСУ СТ.
2.10. Первые два экземпляра ДУ-1, подписанные ЭП, распечатываются и заверяются штемпелем станции.
2.11. Третий экземпляр, подписанный ЭП, не распечатывается.
2.12. Подписанные ДУ-1 хранятся в КП ЭДО в течение 5 лет и при необходимости требуемое количество экземпляров распечатывается установленным порядком.
2.13. При наличии соответствующей технологии, программных и технических средств возможна передача второго экземпляра ДУ-1 на борт локомотива. Подписанный ЭП экземпляр можно не распечатывать.
2.14. Технологический документооборот ДУ-1 предусматривает следующие состояния:
"Ожидание подписи" - ДУ-1 сформирован и ожидает подписи Работника станции;
"Подписан" - ДУ-1 подписан;
"Испорчен" - ДУ-1 испорчен.
2.15. Подписанный в АСУ СТ ДУ-1 может быть переведен в состояние "испорчен" Работником станции до отправления поезда по причине ввода неправильных сведений или отмене отправления поезда.
2.16. Сведения обо всех изменениях в составе поезда как в пути следования, так и перед отправлением поезда со станции формирования должны быть отражены в ДУ-1.
2.17. Подписанный ЭП натурный лист ДУ-1 можно запросить из КП ЭДО, сохранить в виде pdf-файла на компьютере, либо сразу отправить на печать (при необходимости).
3.1. Работник станции в АСУ СТ после завершения формирования поезда (прицепки или отцепки вагонов, соединения, объединения или разъединения поездов, изменения состава или индекса поезда) формирует ДУ-1 и подписывает его своей ЭП.
3.2. При положительном результате подписания ДУ-1 ЭД присваивается состояние "Подписан" и далее сформированный и подписанный документ автоматически передается на хранение в КП ЭДО.
3.3. В случае необходимости корректировки ДУ-1 в АСУ СТ изменения в сформированный, но не подписанный ЭД вносятся автоматически (при передаче информационных сообщений о корректировке). Исключения документа из системы не требуется.
3.4. При необходимости внесения изменений в подписанный в АСУ СТ ДУ-1 работник станции до момента отправления поезда, но не более трех суток с даты формирования и подписания ЭД, выполняет порчу ДУ-1 с указанием причины порчи, подписывает факт порчи своей ЭП. Сведения о порче ДУ-1 АСУ СТ передает в КП ЭДО. Работник станции выполняет корректировку натурного листа поезда, результат корректировки передается соответствующими сообщениями 02 или 09 в АСОУП. По результатам корректировки в АСУ СТ в соответствии с пп.3.1-3.2 формируется и подписывается новый ЭД и передается в КП ЭДО.
4.1. В случае невозможности подписания ДУ-1 в АСУ СТ на экран пользователя выводится сообщение, полученное от системы обеспечения функционирования электронной подписи, о причинах, по которым не предоставляется возможным подписать ДУ-1 ЭП работника станции (не сформировался документ, технические проблемы в работе системы обеспечения функционирования электронной подписи и др.).
4.2. При вводе неверного логина или пароля работник станции определяет причину ошибки и использует повторную попытку ввода логина и пароля.
4.3. В случае отсутствия связи с сервером при обращении к АСУ СТ или КП ЭДО на экран выдается сообщение об ошибке. Необходимо обратиться в единую службу поддержки пользователей (ЕСПП) своего региона посредством создания обращения на портале или по телефону. В частности пользователи центрального аппарата ОАО "РЖД" обращаются по телефону (0900) 2-09-09; адрес портала ЕСПП: http://esppsm.espp.gvc.rzd/login-ess/index.do.
4.4. В случае неработоспособности АСУ СТ, КП ЭДО необходимо произвести перезагрузку ПЭВМ и возобновить работу в АРМ.
4.5. Если и при повторном обращении к АРМ невозможно осуществить ввод или запрос данных, то необходимо обратиться в ЕСПП посредством создания обращения на портале или по телефону (0900) 2-09-09; адрес портала ЕСПП: http://esppsm.espp.gvc.rzd/login-ess/index.do.
4.6. При неисправности ПЭВМ специалиста, ответственного за составление и подписание электронной подписью натурного листа грузового поезда формы ДУ-1 данная работа осуществляется с резервной ПЭВМ. Резервная ПЭВМ определяется руководителем предприятия из числа ПЭВМ, занятых другими задачами и имеющих настройки для работы в системах АСУ СТ, КП ЭДО. Работа на резервной ПЭВМ осуществляется до восстановления работы ПЭВМ основного рабочего места.
4.7. При отсутствии возможности продолжить работу (в связи с ошибками, указанными в пп.4.1-4.6) работник станции переходит на оформление ДУ-1 в бумажном виде.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ,
N 13-14, 29.06.2021