ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 30 апреля 2021 года N 5

Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года



В целях реализации пункта 6 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийский межправительственный совет

решил:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года (далее - Основные направления).

2. Правительствам государств-членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить реализацию Основных направлений.

3. Евразийской экономической комиссии подготовить совместно с государствами - членами Евразийского экономического союза проект плана мероприятий по реализации Основных направлений и представить его до 31 декабря 2021 г. для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии.

4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Евразийского
межправительственного совета:

От Республики
Армения

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Кыргызской
Республики

От Российской Федерации



УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 30 апреля 2021 года N 5



Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года

I. Общие положения


Настоящие Основные направления разработаны в соответствии со статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), являются среднесрочным стратегическим документом и определяют цель, задачи, направления, инструменты, приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) по перечню согласно приложению N 1, относящиеся к добывающей и обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой переработки) в соответствии с национальными классификаторами видов экономической деятельности, и перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены), в целях взаимного информирования государств-членов о планируемых мерах промышленной политики и проведения консультаций до 2025 года.

Настоящие Основные направления не распространяются на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и продуктов нефтепереработки, а также на производство вооружения и боеприпасов.

В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают проведение промышленной политики в рамках Союза в соответствии с правом Союза.

Реализация настоящих Основных направлений не должна препятствовать разработке, формированию и реализации политики государств-членов в промышленной сфере.

II. Определения


Для целей настоящих Основных направлений используются понятия, которые означают следующее:

"евразийская технологическая платформа" - объект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных лиц (представителей бизнес-сообществ, органов государственной власти, общественных организаций);

"евразийский центр компетенций" - объект инфраструктуры, в том числе на базе высшего учебного заведения или научной организации, позволяющий обеспечить разработку инновационных решений в области сквозных технологий (по ключевым научно-технологическим направлениям, оказывающим влияние на перспективные технологические рынки и отрасли промышленности) и глобальное лидерство для компаний, которые используют данные технологии для производства товаров и услуг;

"системообразующее предприятие" - предприятие государства-члена, важнейшее для развития соответствующей отрасли, реализующее инновационные и инвестиционные проекты, оказывающие существенное влияние на динамику производства и занятость в соответствующих отраслях промышленности;

"сквозные технологии" - технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей промышленности (например, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, нейротехнологии и искусственный интеллект, квантовые технологии, "большие данные", системы распределенного реестра, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.);

"совместный проект" - проект, направленный на развитие кооперационных связей, реализуемый совместно организациями государств-членов, в том числе в рамках евразийских технологических платформ;

"чувствительный товар" - товар с высоким уровнем конкуренции между производителями различных государств-членов.

III. Ключевые тренды, вызовы и риски для промышленного развития и сотрудничества государств-членов


К ключевым трендам мировой экономики, оказывающим влияние на динамику и устойчивость промышленного развития государств-членов, относятся:

ускорение научно-технического прогресса и технологической трансформации в сфере промышленности, связанное с роботизацией и цифровизацией производственных процессов;

широкое распространение, кастомизация промышленных товаров и услуг по запросам потребителей;

расширение технологического и торгового протекционизма на мировом рынке промышленных товаров.

Данные изменения создают следующие вызовы промышленному развитию и сотрудничеству государств-членов:

рост конкуренции (в том числе недобросовестной) со стороны производителей промышленных товаров и услуг третьих стран как на внутреннем рынке Союза, так и на внешних рынках и необходимость оперативно реагировать на него;

технологическое отставание и зависимость от существующих или формирующихся производственно-технологических центров;

распространение новых технических стандартов, создающее дополнительные барьеры для доступа на внешние рынки;

увеличение отставания по уровню оплаты труда от промышленно развитых стран и усиление оттока высококвалифицированных кадров за рубеж;

незаконный оборот промышленных товаров и отсутствие синхронизированных информационных систем прослеживаемости.

К ключевым рискам для промышленного развития и сотрудничества государств-членов могут быть отнесены:

наступление очередной рецессии мировой экономики;

усиление волатильности мировых цен на основные экспортируемые промышленные товары государств-членов;

резкие изменения обменных курсов мировых валют и национальных валют государств-членов, радикально меняющие направления внешнеторговых потоков;

возникновение недобросовестных практик субсидирования и конкурентной борьбы в рамках Союза, усиление протекционистских мер, появление новых барьеров;

увеличение доли незаконного оборота промышленных товаров на территориях государств-членов;

появление и массовое внедрение в индустриально развитых странах новых эффективных технологий производства промышленных товаров, снижающих конкурентные преимущества товаров Союза на мировых рынках сбыта.

IV. Цель и задачи промышленного сотрудничества в рамках Союза


Целью промышленного сотрудничества в рамках Союза являются ускорение и повышение устойчивости промышленного развития на основе эффективного и взаимовыгодного сотрудничества государств-членов для построения современной, интеллектуальной, конкурентоспособной на мировом рынке экономики Союза.

Достижение этой цели к 2025 году с учетом имеющихся результатов и текущего уровня промышленного сотрудничества в рамках Союза, национальных приоритетов развития государств-членов, существующих вызовов и вероятных рисков потребует решения следующих задач:

стимулирование опережающего роста промышленного производства государств-членов на основе использования потенциала рынка Союза;

повышение конкурентоспособности промышленных предприятий государств-членов, продвижение экспорта их совместно произведенных товаров путем совместной работы на внешних рынках;

переход на новый уровень технологического развития промышленного производства путем совместного стимулирования инновационного развития и цифровой трансформации промышленности;

развитие промышленной интеграции в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12;

совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза;

информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.

V. Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза


Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза определяют общие подходы к проработке вопросов и реализации проектов при взаимодействии государств-членов для осуществления промышленного сотрудничества в рамках Союза.

К направлениям развития промышленного сотрудничества в рамках Союза относятся использование потенциала рынка Союза, совместная работа на экспортных рынках, инновационное сотрудничество и цифровизация промышленности, стратегические направления углубления промышленной интеграции, совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза, информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.

Каждое направление определяет часть вопросов, касающихся развития промышленного сотрудничества в рамках Союза. Совокупность направлений позволяет определить ключевые моменты для систематизации предложений по промышленному сотрудничеству в рамках Союза, подготовки и реализации совместных проектов.

Направление 1. Использование потенциала рынка Союза

1. Выявление и устранение барьеров


Для обеспечения взаимодействия промышленных организаций с органами Союза по вопросам, касающимся барьеров на рынке Союза и для развития предприятий государств-членов Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия):

проводит работу с обращениями промышленных организаций по вопросам, касающимся барьеров;

разрабатывает предложения по устранению барьеров для рассмотрения органами Союза.

Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет:

мониторинг системообразующих предприятий государств-членов (с проведением анкетирования) и готовит 1 раз в 2 года доклад о выявленных барьерах на основе указанного мониторинга;

подготовку предложений по снижению трансграничных барьеров и формированию условий для производственной кооперации.

2. Координация промышленных политик государств-членов в отношении чувствительных товаров


В целях взаимного информирования государств-членов о принимаемых мерах по поддержке производства чувствительных товаров Комиссия совместно с государствами-членами:

реализует механизм взаимного информирования государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза, по перечню согласно приложению N 2 в соответствии с порядком согласно приложению N 3;

проводит на постоянной основе мониторинг и осуществляет анализ нормативных правовых актов, принимаемых государствами-членами в отношении чувствительных товаров;

обеспечивает ведение на официальном сайте Союза реестра нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров (реестр формируется на основании информации, представляемой государствами-членами в соответствии с пунктом 17 Порядка, предусмотренного приложением N 3 к настоящим Основным направлениям, и результатов проводимого Комиссией мониторинга разработки и принятия государствами-членами нормативных правовых актов в отношении чувствительных товаров);

подготавливает ежеквартально отчет об исполнении государствами-членами права Союза в отношении чувствительных товаров и направляет его государствам-членам для учета в работе;

при выявлении нормативных правовых актов (проектов актов), в отношении которых государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование, направляет информацию о них в уполномоченные органы государств-членов и при поступлении обращения от государств-членов инициирует проведение консультаций;

осуществляет мониторинг исполнения механизма обязательного информирования о проектах нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров;

осуществляет анализ проектов нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров, и подготавливает заключение об их соответствии положениям Договора;

обобщает информацию о принятых государствами-членами нормативных правовых актах, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров;

организует при необходимости консультации государств-членов перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров для учета взаимных позиций государств-членов.

3. Формирование кооперационного сотрудничества и реализация совместных проектов


В целях углубления кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов, формирования евразийских производственных цепочек, расширения участия в них малых и средних промышленных компаний, повышения эффективности обмена новыми знаниями и технологиями, их внедрения на промышленных предприятиях государств-членов Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»