ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2021 года N 5
В целях реализации пункта 6 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийский межправительственный совет
решил:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года (далее - Основные направления).
2. Правительствам государств-членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить реализацию Основных направлений.
3. Евразийской экономической комиссии подготовить совместно с государствами - членами Евразийского экономического союза проект плана мероприятий по реализации Основных направлений и представить его до 31 декабря 2021 г. для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии.
4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Члены Евразийского
межправительственного совета:
От Республики
Армения
От Республики
Беларусь
От Республики
Казахстан
От Кыргызской
Республики
От Российской Федерации
Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года
Настоящие Основные направления разработаны в соответствии со статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), являются среднесрочным стратегическим документом и определяют цель, задачи, направления, инструменты, приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) по перечню согласно приложению N 1, относящиеся к добывающей и обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой переработки) в соответствии с национальными классификаторами видов экономической деятельности, и перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены), в целях взаимного информирования государств-членов о планируемых мерах промышленной политики и проведения консультаций до 2025 года.
Настоящие Основные направления не распространяются на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и продуктов нефтепереработки, а также на производство вооружения и боеприпасов.
В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают проведение промышленной политики в рамках Союза в соответствии с правом Союза.
Реализация настоящих Основных направлений не должна препятствовать разработке, формированию и реализации политики государств-членов в промышленной сфере.
Для целей настоящих Основных направлений используются понятия, которые означают следующее:
"евразийская технологическая платформа" - объект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных лиц (представителей бизнес-сообществ, органов государственной власти, общественных организаций);
"евразийский центр компетенций" - объект инфраструктуры, в том числе на базе высшего учебного заведения или научной организации, позволяющий обеспечить разработку инновационных решений в области сквозных технологий (по ключевым научно-технологическим направлениям, оказывающим влияние на перспективные технологические рынки и отрасли промышленности) и глобальное лидерство для компаний, которые используют данные технологии для производства товаров и услуг;
"системообразующее предприятие" - предприятие государства-члена, важнейшее для развития соответствующей отрасли, реализующее инновационные и инвестиционные проекты, оказывающие существенное влияние на динамику производства и занятость в соответствующих отраслях промышленности;
"сквозные технологии" - технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей промышленности (например, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, нейротехнологии и искусственный интеллект, квантовые технологии, "большие данные", системы распределенного реестра, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.);
"совместный проект" - проект, направленный на развитие кооперационных связей, реализуемый совместно организациями государств-членов, в том числе в рамках евразийских технологических платформ;
"чувствительный товар" - товар с высоким уровнем конкуренции между производителями различных государств-членов.
К ключевым трендам мировой экономики, оказывающим влияние на динамику и устойчивость промышленного развития государств-членов, относятся:
ускорение научно-технического прогресса и технологической трансформации в сфере промышленности, связанное с роботизацией и цифровизацией производственных процессов;
широкое распространение, кастомизация промышленных товаров и услуг по запросам потребителей;
расширение технологического и торгового протекционизма на мировом рынке промышленных товаров.
Данные изменения создают следующие вызовы промышленному развитию и сотрудничеству государств-членов:
рост конкуренции (в том числе недобросовестной) со стороны производителей промышленных товаров и услуг третьих стран как на внутреннем рынке Союза, так и на внешних рынках и необходимость оперативно реагировать на него;
технологическое отставание и зависимость от существующих или формирующихся производственно-технологических центров;
распространение новых технических стандартов, создающее дополнительные барьеры для доступа на внешние рынки;
увеличение отставания по уровню оплаты труда от промышленно развитых стран и усиление оттока высококвалифицированных кадров за рубеж;
незаконный оборот промышленных товаров и отсутствие синхронизированных информационных систем прослеживаемости.
К ключевым рискам для промышленного развития и сотрудничества государств-членов могут быть отнесены:
наступление очередной рецессии мировой экономики;
усиление волатильности мировых цен на основные экспортируемые промышленные товары государств-членов;
резкие изменения обменных курсов мировых валют и национальных валют государств-членов, радикально меняющие направления внешнеторговых потоков;
возникновение недобросовестных практик субсидирования и конкурентной борьбы в рамках Союза, усиление протекционистских мер, появление новых барьеров;
увеличение доли незаконного оборота промышленных товаров на территориях государств-членов;
появление и массовое внедрение в индустриально развитых странах новых эффективных технологий производства промышленных товаров, снижающих конкурентные преимущества товаров Союза на мировых рынках сбыта.
Целью промышленного сотрудничества в рамках Союза являются ускорение и повышение устойчивости промышленного развития на основе эффективного и взаимовыгодного сотрудничества государств-членов для построения современной, интеллектуальной, конкурентоспособной на мировом рынке экономики Союза.
Достижение этой цели к 2025 году с учетом имеющихся результатов и текущего уровня промышленного сотрудничества в рамках Союза, национальных приоритетов развития государств-членов, существующих вызовов и вероятных рисков потребует решения следующих задач:
стимулирование опережающего роста промышленного производства государств-членов на основе использования потенциала рынка Союза;
повышение конкурентоспособности промышленных предприятий государств-членов, продвижение экспорта их совместно произведенных товаров путем совместной работы на внешних рынках;
переход на новый уровень технологического развития промышленного производства путем совместного стимулирования инновационного развития и цифровой трансформации промышленности;
развитие промышленной интеграции в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12;
совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза;
информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.
Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза определяют общие подходы к проработке вопросов и реализации проектов при взаимодействии государств-членов для осуществления промышленного сотрудничества в рамках Союза.
К направлениям развития промышленного сотрудничества в рамках Союза относятся использование потенциала рынка Союза, совместная работа на экспортных рынках, инновационное сотрудничество и цифровизация промышленности, стратегические направления углубления промышленной интеграции, совершенствование системы маркировки и прослеживаемости промышленных товаров в рамках Союза, информационное взаимодействие и аналитическая деятельность.
Каждое направление определяет часть вопросов, касающихся развития промышленного сотрудничества в рамках Союза. Совокупность направлений позволяет определить ключевые моменты для систематизации предложений по промышленному сотрудничеству в рамках Союза, подготовки и реализации совместных проектов.
Для обеспечения взаимодействия промышленных организаций с органами Союза по вопросам, касающимся барьеров на рынке Союза и для развития предприятий государств-членов Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия):
проводит работу с обращениями промышленных организаций по вопросам, касающимся барьеров;
разрабатывает предложения по устранению барьеров для рассмотрения органами Союза.
Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет:
мониторинг системообразующих предприятий государств-членов (с проведением анкетирования) и готовит 1 раз в 2 года доклад о выявленных барьерах на основе указанного мониторинга;
подготовку предложений по снижению трансграничных барьеров и формированию условий для производственной кооперации.
В целях взаимного информирования государств-членов о принимаемых мерах по поддержке производства чувствительных товаров Комиссия совместно с государствами-членами:
реализует механизм взаимного информирования государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза, по перечню согласно приложению N 2 в соответствии с порядком согласно приложению N 3;
проводит на постоянной основе мониторинг и осуществляет анализ нормативных правовых актов, принимаемых государствами-членами в отношении чувствительных товаров;
обеспечивает ведение на официальном сайте Союза реестра нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров (реестр формируется на основании информации, представляемой государствами-членами в соответствии с пунктом 17 Порядка, предусмотренного приложением N 3 к настоящим Основным направлениям, и результатов проводимого Комиссией мониторинга разработки и принятия государствами-членами нормативных правовых актов в отношении чувствительных товаров);
подготавливает ежеквартально отчет об исполнении государствами-членами права Союза в отношении чувствительных товаров и направляет его государствам-членам для учета в работе;
при выявлении нормативных правовых актов (проектов актов), в отношении которых государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование, направляет информацию о них в уполномоченные органы государств-членов и при поступлении обращения от государств-членов инициирует проведение консультаций;
осуществляет мониторинг исполнения механизма обязательного информирования о проектах нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров;
осуществляет анализ проектов нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров, и подготавливает заключение об их соответствии положениям Договора;
обобщает информацию о принятых государствами-членами нормативных правовых актах, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров;
организует при необходимости консультации государств-членов перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров для учета взаимных позиций государств-членов.
В целях углубления кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов, формирования евразийских производственных цепочек, расширения участия в них малых и средних промышленных компаний, повышения эффективности обмена новыми знаниями и технологиями, их внедрения на промышленных предприятиях государств-членов Комиссия совместно с государствами-членами осуществляет: