В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано содействовать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц.
Однако постановлением N 622 действие приведенной нормы Федерального закона "Об аудиторской деятельности" ограничено для случаев, в которых аудиторские услуги оказываются объектом ограничений инициатору ограничений.
Ограничения, предусмотренные постановлением N 622, заключаются в непредоставлении инициатором ограничений информации, в том числе содержащейся в документации, объекту ограничений. При этом ограничение применяется при оказании объектом ограничений аудиторских услуг, т.е. при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг.
Постановлением N 622 определен состав информации, которую инициатор ограничений не предоставляет объекту ограничений:
Категория клиентов аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) | Постановление Правительства Российской Федерации, которым определен состав информации, предоставление которой аудируемое лицо должно ограничивать |
Эмитент ценных бумаг | |
Организация, определенная статьей 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" | |
Банк | 23 ноября 2018 г. N 1405 |
Небанковская кредитная организация | 14 декабря 2018 г. N 1545 |
Специализированный депозитарий или страховщик | |
Общество с ограниченной ответственностью | |
Негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания, осуществляющая инвестирование средств пенсионных накоплений | |
Управляющая компания, определенная в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" | |
Микрофинансовая компания или микрофинансовая организация | |
Клиринговая организация или центральный контрагент | |
Организатор торговли | |
Центральный депозитарий | |
Лицо, определенное в соответствии с пунктами 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" | |
Любое юридическое лицо |
Иными словами, если объект ограничений оказывает аудиторские услуги инициатору ограничений, то второй не предоставляет первому информацию, определенную постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в таблице. При этом инициатор ограничений руководствуется постановлением Правительства Российской Федерации, регулирующим раскрытие (предоставление) информации организациями той категории, к которой относится аудируемое лицо.
Если в отношении раскрытия (предоставления) информации к инициатору ограничений применимо несколько актов, указанных в таблице, то такой инициатор ограничений не предоставляет аудитору информацию, определенную всеми актами. Иными словами, при определении состава информации, не предоставляемой объекту ограничений, ограничения "суммируются". Например, инициатор ограничений, являющийся коммерческим банком, созданным в организационно-правовой форме публичного акционерного общества, эмитировавшим ценные бумаги, не должен предоставлять объекту ограничений информацию, определенную постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 400, от 23 ноября 2018 г. N 1405, от 7 сентября 2019 г. N 1173, от 20 января 2018 г. N 38, от 12 января 2018 г. N 5.
При предоставлении объекту ограничений информации, отличной от определенной постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в таблице, инициатор ограничений обязан руководствоваться статьей 14 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".