ГОСТ ISO 8813-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ТРУБОУКЛАДЧИКОВ И КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ИЛИ ПОГРУЗЧИКОВ, ОБОРУДОВАННЫХ БОКОВОЙ СТРЕЛОЙ
Earth-moving machinery. Lift capacity of pipelayers and wheeled tractors or loaders equipped with side boom
МКС 53.100
Дата введения 2025-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 октября 2014 г. N 71-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения
| AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь
| BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан
| KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия
| KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2023 г. N 1650-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 8813-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2025 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 8813:1992* "Машины землеройные. Грузоподъемность трубоукладчиков и колесных тракторов или погрузчиков, оборудованных боковой стрелой" ("Earth-moving machinery - Lift capacity of pipelayers and wheeled tractors or loaders equipped with side boom"*, IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан подкомитетами SC 1 "Методы испытаний рабочих характеристик машин" и SC 2 "Требования безопасности и эргономики" технического комитета по стандартизации ISO/TC 127 "Машины землеройные" Международной организации по стандартизации (ISO).
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована на официальном Интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает единый метод расчета и метод испытаний для подтверждения достоверности расчетов номинальной грузоподъемности, установленной в коммерческой документации для трубоукладчиков и колесных тракторов или погрузчиков, оборудованных боковой стрелой, вращающейся только в вертикальной плоскости, с гидравлическим или механическим приводом. При определении номинальной грузоподъемности подъемного механизма учитывают предельные значения опрокидывающей нагрузки и коэффициент запаса прочности каната. После определения и подтверждения достоверности расчетов грузоподъемности применяют понижающий коэффициент, который позволяет установить номинальную грузоподъемность для конкретной конфигурации трубоукладчика или колесной машины.
Настоящий стандарт распространяется на машины с грузоподъемностью более 10000 Н при применении грузоподъемного оборудования. Стандарт распространяется на трубоукладчики по ISO 6165 и ISO 7136, а также колесные тракторы и погрузчики по ISO 6165, ISO 6747 и ISO 7131.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 6016:2008 Машины землеройные. Методы измерений масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей
ISO 6016:1982* Earth-moving machinery - Methods of measuring the masses of whole machines, their equipment and components (Машины землеройные. Методы измерений масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей)
________________
* Действует только для датированной ссылки.
ISO 6165:2012** Earth-moving machinery - Basic types - Identification and terms and definitions (Машины землеройные. Основные типы. Идентификация, термины и определения)
_________________
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6165-2010 "Машины землеройные. Классификация. Термины и определения".
ISO 6747:2013 Earth-moving machinery - Dozers - Terminology and commercial specifications (Машины землеройные. Бульдозеры. Терминология и технические характеристики для коммерческой документации)
ISO 7131:2009 Earth-moving machinery - Loaders - Terminology and commercial specifications (Машины землеройные. Погрузчики. Терминология и технические характеристики для коммерческой документации)
ISO 7136:2006 Earth-moving machinery - Pipelayers - Terminology and commercial specifications (Машины землеройные. Трубоукладчики. Терминология и технические характеристики для коммерческой документации)
ISO 9248:1992 Earth-moving machinery - Units for dimensions, performance and capacities, and their measurement accuracies (Машины землеройные. Единицы измерения размеров, эксплуатационных показателей и точность их измерения)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 груз (load): Внешняя масса, включая массу прикрепленного оборудования, воздействующего на грузовой крюк. См. рисунки 1 и 2.
3.2 линия точки подъема (lift point line): Вертикальная линия, проходящая через центр грузового крюка.
3.3 выносная опора (outrigger): Выдвижной или закрепленный рычаг, установленный на базовую машину, который устанавливается на опорную поверхность и определяет линию опрокидывания. См. рисунки 7 и 8.
3.4 линия опрокидывания; линия опрокидывания в состоянии равновесия (tipping line; balance point fulcrum): (См. 3.4.1-3.4.4).
3.4.1 линия опрокидывания (tipping line) (для гусеничных машин): Наружная кромка внешней беговой дорожки гусеницы со стороны стрелы машины. См. рисунок 1.
3.4.2 линия опрокидывания (tipping line) (для колесных машин с неподвесной осью): Линия, соединяющая центры контактной поверхности передних и задних шин с опорной плоскостью отсчета со стороны стрелы машины. См. рисунки 2, 3 и 5.
3.4.3 линия опрокидывания (tipping line) (для колесных машин с подвесной осью): Линия на опорной плоскости отсчета, соединяющая центр контактной поверхности шины на жесткой оси со стороны стрелы машины с вертикальной линией, проходящей через центр качания подвесной оси. См. рисунки 4 и 6.
3.4.4 линия опрокидывания (tipping line) (для машин с выносными опорами): Линия на опорной плоскости отсчета, соединяющая центр контактной поверхности площадок выносных опор со стороны стрелы машины. См. рисунки 7 и 8.
3.5 вылет груза (load overhang): Расстояние в горизонтальной или вертикальной плоскости от линии опрокидывания до линии точки подъема. См. W12 на рисунке 1 и WW12 на рисунках 2-8.
3.6 опрокидывающий момент машины (moment acting to overturn machine): Произведение силы, действующей по линии точки подъема, и вылета груза.
3.7 удерживающий момент машины (moment acting to resist overturn of machine): Произведение веса машины и расстояния от ее центра тяжести до линии опрокидывания.
3.8 состояние равновесия (balance point): (См. 3.8.1 и 3.8.2)
3.8.1 расчетное состояние равновесия (calculated balance point): Состояние, в котором опрокидывающий момент машины при заданном вылете груза равен удерживающему моменту машины.
3.8.2 измеренное состояние равновесия (measured balance point): (См. 3.8.2.1-3.8.2.3)
3.8.2.1 измеренное состояние равновесия (measured balance point) (для гусеничных машин): Состояние, при котором опрокидывающий момент машины при заданном вылете груза приводит к отрыву любого опорного катка от гусеницы не более 6 мм.
3.8.2.2 измеренное состояние равновесия (measured balance point) (для колесных машин): Состояние, при котором опрокидывающий момент машины при заданном вылете груза приводит к отрыву от опорной плоскости отсчета любой шины со стороны, противоположной стреле, не более чем на 2 мм.
3.8.2.3 измеренное состояние равновесия (measured balance point) (для машин с выносными опорами): Состояние, при котором опрокидывающий момент машины при заданном вылете груза приводит к отрыву от опорной плоскости отсчета любой шины или площадки выносной опоры со стороны, противоположной стреле, не более чем на 2 мм.
3.9 опрокидывающая нагрузка (tipping load): Вертикально действующая нагрузка, прилагаемая к грузовому крюку при заданном вылете груза, которая достигает состояния равновесия.
3.10 канат (rope): Стальной канат, используемый в опоре для крепления стрелы либо для подъема груза.
3.11 коэффициент запаса прочности каната (rope factor): Разрывное усилие каната, разделенное на усилие, прилагаемое к канату.
3.12 лебедка (draw works): (См. 3.12.1 и 3.12.2)
3.12.1 механическая лебедка (mechanical draw works): Барабаны и механические системы привода, регулирующие положение стрелы и грузоподъемного каната.
3.12.2 гидравлическая лебедка (hydraulic draw works): Гидравлические насосы, моторы, клапаны, трубопроводы и цилиндры, определяющие положение стрелы и управляющие грузоподъемным канатом.
3.13 гидравлическое давление (hydraulic pressure): (См. 3.13.1 и 3.13.2)
3.13.1 рабочее давление в контуре (working circuit pressure): Номинальное давление, создаваемое насосами в конкретном контуре.
3.13.2 удерживающее давление в контуре (holding circuit pressure): Максимальное статическое давление в конкретном контуре, ограниченное предохранительным клапаном при расходе не более 10% номинального расхода для данного контура.
3.14 грузоподъемность подъемного механизма (lift mechanism lift capacity): Груз, который способен поднять грузовой крюк за счет силы, создаваемой любым сочетанием механической или гидравлической мощности лебедки и/или гидравлического(их) цилиндра(ов), при заданном вылете груза без превышения любого из следующих пределов:
- опрокидывающей нагрузки;
- гидравлического рабочего давления или удерживающего давления в любом контуре;
- коэффициента запаса прочности каната в системе подъема груза или стрелы.
К некоторым возможным сочетаниям мощности подъемного механизма относятся:
a) мощность механической лебедки, используемая в системе подъема стрелы;
b) мощность гидравлической лебедки, используемая в системе подъема груза и стрелы;
c) механическая мощность лебедки, используемая для подъема груза, и гидравлический(ие) цилиндр(ы) линии подъема стрелы;
d) гидравлические цилиндры, используемые в системе подъема груза и стрелы.
Мощности подъемного механизма могут быть дополнительно определены в 3.14.1-3.14.3.
3.14.1 грузоподъемность механической лебедки (mechanical draw works lift capacity): Грузоподъемность, достигнутая при приложении механической силы к лебедке подъема груза и стрелы без превышения опрокидывающей нагрузки или коэффициента запаса прочности каната.