ГОСТ ISO 3450-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
КОЛЕСНЫЕ МАШИНЫ ИЛИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ РЕЗИНОГУСЕНИЧНЫЕ МАШИНЫ
Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем
Earth-moving machinery. Wheeled or high-speed rubber-tracked machines. Performance requirements and test procedures for brake systems
МКС 53.100
Дата введения 2025-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 января 2015 г. № 74-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь
| BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия
| KG | Кыргызстандарт |
Молдова
| MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
(Поправка. ИУС № 6-2024).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 января 2024 г. № 97-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 3450-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2025 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 3450:2011* "Машины землеройные. Колесные машины или высокоскоростные резиногусеничные машины. Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем" ("Earth-moving machinery - Wheeled or high-speed rubber-tracked machines - Performance requirements and test procedures for brake systems", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 2 "Требования техники безопасности и эргономики" технического комитета по стандартизации ISO/TC 127 "Машины землеройные" Международной организации по стандартизации (ISO).
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных (государственных) органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 6, 2024 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к эффективности и методы испытаний для обслуживания резервной и стояночной тормозных систем колесных и высокоскоростных резиногусеничных землеройных машин с целью обеспечения единообразной оценки их тормозных качеств.
Стандарт распространяется на следующие землеройные машины, работающие на строительных объектах, в горнодобывающей промышленности и передвигающиеся по дорогам общего пользования:
- самоходные землеройные машины на резиновых шинах по ISO 6165;
- самоходные катки и уплотняющие машины по ISO 6165 и ISO 8811;
- самоходные скреперы по ISO 7133;
- машины дистанционного управления по ISO 6165, колесные или на резиновых гусеницах;
- производные землеройные машины с резиновыми шинами;
- землеройные машины на резиновых гусеницах с максимальной скоростью не менее 20 км/ч.
Настоящий стандарт не распространяется на землеройные машины, управляемые рядом идущим оператором (см. ISO 17063), или гусеничные землеройные машины со стальными или резиновыми гусеницами со скоростью движения менее 20 км/ч (см. ISO 10265). В то время как специализированные машины для подземных работ не входят в область распространения настоящего стандарта, его положения могут в большинстве случаев применяться к таким машинам с изменениями и дополнениями к их тормозным характеристикам (см. приложение А).
Примечание - На момент публикации настоящего стандарта международные стандарты на специализированные машины для подземных работ отсутствовали.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 6014:1986, Earth-moving machinery - Determination of ground speed (Машины землеройные. Определение скорости движения)
ISO 6016:2008, Earth-moving machinery - Methods of measuring the masses of whole machines, their equipment and components (Машины землеройные. Методы измерений масс машин в целом, рабочего оборудования и составных частей)
ISO 6165:2012, Earth-moving machinery - Basic types - Identification and terms and definitions (Машины землеройные. Основные типы. Идентификация, термины и определения)
ISO 7133:2013, Earth-moving machinery - Tractor-scrapers - Terminology and commercial specifications (Машины землеройные. Скреперы. Терминология и технические характеристики для коммерческой документации)
ISO 8811:2000, Earth-moving machinery - Rollers and compactors - Terminology and commercial specifications (Машины землеройные. Катки и уплотняющие машины. Терминология и технические характеристики для коммерческой документации)
ISO 9248:1992, Earth-moving machinery - Units for dimensions, performance and capacities, and their measurement accuracies (Машины землеройные. Единицы измерения размеров, эксплуатационных показателей и точность их измерения)
ISO 10968:2004, Earth-moving machinery - Operator’s controls (Машины землеройные. Органы управления оператора)
ISO 15998:2008, Earth-moving machinery - Machine-control systems (MCS) using electronic components - Performance criteria and tests for functional safety (Машины землеройные. Системы управления машинами (MCS) с электронными элементами. Критерии эффективности и эксплуатационные испытания на функциональную безопасность)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тормозная система (brake system, braking system): Все элементы, совместное действие которых останавливает и/или удерживает машину; система включает орган(ы) управления, систему приведения в действие тормоза, тормоза непосредственно и замедлитель, если машина им оборудована.
3.1.1 рабочая тормозная система (service brake system): Основная система, используемая для остановки и удержания машины на месте.
3.1.2 резервная тормозная система (secondary brake system): Система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.
3.1.3 стояночная тормозная система (parking brake system): Система, используемая для удержания остановленной машины в неподвижном состоянии и которая, если применимо, может также быть частью резервной тормозной системы.
3.1.4 гидростатическая тормозная система (hydrostatic brake system): Гидростатическая или другая аналогичная система, обычно удовлетворяющая одному или более требованиям тормозной системы.
3.1.5 элементы тормозной системы (braking system components):
3.1.5.1 орган управления (brake control): Элемент, на который непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).
3.1.5.2 система приведения в действие тормоза (brake actuation system): Все элементы между органом управления и тормозом (тормозами), функционально связанные между собой.
3.1.5.3 тормоз, тормоза (brake, brakes): Элементы, которые непосредственно создают усилие, противодействующее движению машины.
Примечание - Тормоза могут быть фрикционными, механическими, электрическими, регенеративными, гидростатическими или других гидравлических типов.
3.1.5.4 общая составная часть (common component): Элемент, участвующий в работе двух (или более) тормозных систем.
Пример - Педаль, гидроаппарат.
3.1.5.5 замедлитель (retarder): Энергопоглощающее устройство, используемое обычно для регулирования скорости движения машины.
3.2 система гидростатического привода (hydrostatic drive system): Гидравлическая система, где гидромоторы обеспечивают прямую передачу к колесам или гусеницам движения машины и ее замедления.
3.3 испытательная масса машины (machine test mass): Эксплуатационная масса машины, которая включает наиболее тяжелое по массе сочетание кабины, навеса, устройств защиты оператора (если необходимо) со всеми их составными частями и элементами крепления, любые комбинации оборудования, рекомендованные изготовителем машины, включая оператора, и полные жидкостные системы в соответствии с ISO 6016 (например, конфигурация машины и направление движения, имеющие наиболее неблагоприятное воздействие на торможение).
Примечание 1 - Для катков резервуар(ы) с водой для смачивания должен быть полным.
Примечание 2 - Испытательная масса машины для самоходных скреперов с полуприцепами, буксируемых прицепов и всех типов землевозов должна также включать максимальную полезную нагрузку согласно техническим условиям изготовителя. Для других машин полезная нагрузка не включается.
3.4 тормозной путь s (stopping distance): Расстояние, которое проходит машина от точки на испытательном участке, в которой приводится в действие орган управления тормозами (например, оператор нажимает на педаль тормоза), до точки на испытательном участке, в которой машина полностью останавливается.
Примечание 1 - Расстояние выражается в метрах.
Примечание 2 - Время реакции оператора не принимается в расчет, кроме оговоренных случаев, но принимается в расчет время срабатывания системы.
3.5 среднее замедление a (mean deceleration): Средний темп изменения скорости движения машины от момента приведения в действие органа управления тормозами до полной остановки машины.
Примечание - Оно выражается в метрах на секунду в квадрате (м/с) и рассчитывается по формуле:
,
где v - скорость машины непосредственно перед приведением в действие органа управления тормозами, м/с;
s - тормозной путь, м.