Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ГОСТ EN 1093-1-2018



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Безопасность машин

ОЦЕНКА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Часть 1

Выбор методов испытаний

Safety of machinery. Evaluation of the emission of airborne hazardous substances. Part 1. Selection of test methods



МКС 13.040.40

Дата введения 2022-01-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5     

2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по результатам голосования в АИС МГС (протокол от 27 июля 2018 г. N 110-П)

За принятие  проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2021 г. N 805-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 1093-1-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2022 г.

5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 1093-1:2008* "Безопасность машин. Оценка выбросов вредных веществ. Часть 1. Выбор методов испытаний" ("Safety of machinery - Evaluation of the emission of airborne hazardous substances - Part 1: Selection of test methods", IDT).     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     

Введение

             

Европейский стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации СEN/ТC 114 "Безопасность машин" Европейского комитета по стандартизации (CEN).

Европейский стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, реализует существенные требования безопасности Директивы 98/37/ЕС и Директивы 2006/42/ЕС, приведенные в приложениях ZA и ZB соответственно.

Ниже приведена структура стандартов в области безопасности машин, в соответствии с которой стандарты подразделяются на следующие типы:

- стандарты типа A - основные стандарты по безопасности, устанавливающие основные понятия, принципы конструирования и общие положения, которые могут быть применены ко всем машинам;

- стандарты типа B - общие стандарты по безопасности, рассматривающие один аспект безопасности или один тип защитного устройства, которое может использоваться для широкого класса машин:

- стандарты типа В1 - стандарты, рассматривающие конкретный аспект безопасности (например, безопасные расстояния, шум, безопасные температуры поверхности и т. п.);

- стандарты типа В2 - стандарты, устанавливающие требования к защитным устройствам (например, двуручным устройствам управления, устройствам блокировки, датчикам давления, защитным ограждениям и т. п.);

- стандарты типа C - стандарты по безопасности машин, устанавливающие конкретные требования безопасности к отдельной машине или группе машин.

Настоящий стандарт представляет собой стандарт типа В по EN ISO 12100-1.

Положения настоящего стандарта могут быть дополнены или изменены стандартом типа C.

Для машин, на которые распространяется действие стандарта типа С и которые сконструированы и изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, положения стандарта типа С имеют приоритет над положениями стандарта типа В.

Уровень концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, образующихся в результате выброса от машин, определяется следующими факторами:

- количеством попадающих в атмосферу загрязняющих веществ (в настоящем стандарте - "загрязняющие воздух вещества") от работы испытываемых машин, при этом количество веществ зависит от выполняемого машиной производственного процесса и производительности машины;

- эффективностью системы контроля загрязнения воздуха, встроенной в машину, а также, в случае рециркуляции воздуха, эффективностью системы очистки воздуха;

- окружающими условиями, особенно характеристиками воздушного потока, который может снизить (посредством эффективной общей вентиляции в помещении) или увеличить (препятствующий воздушный поток, поперечный поток) загрязнение воздуха;

- месторасположением персонала, обслуживающего машину, относительно машины и системы контроля загрязнения воздуха, а также областью рабочей зоны;

- качеством технического обслуживания (неудовлетворительное техническое обслуживание, как правило, оказывает неблагоприятное воздействие на эффективность системы контроля загрязнения воздуха и системы очистки воздуха).

Настоящий стандарт распространяется на первые два фактора из вышеприведенного перечня и является одним из документов, касающихся оценки риска. Настоящий стандарт не содержит положений по оценке риска на рабочем месте. Определение параметров, приведенных в настоящем стандарте, способствует оценке эффективности машины и встроенной в нее системы контроля загрязнения воздуха.

Настоящий стандарт может частично применяться при испытаниях, проводимых в соответствии с ЕN 626-2.

Европейский стандарт EN 1093 под общим заголовком "Безопасность машин. Оценка выбросов загрязняющих веществ" содержит следующие части:

- часть 1. Выбор методов испытаний;

- часть 2. Метод индикаторного газа для измерения уровня выбросов заданного загрязняющего вещества;

- часть 3. Стендовый метод измерения уровня выбросов заданного загрязняющего вещества;

- часть 4. Эффективность улавливания системы выпуска отработавших газов. Метод изотопных индикаторов;

- часть 6. Эффективность очистки по массе без выходного канала;

- часть 7. Эффективность очистки по массе с выходным каналом;

- часть 8. Стендовый метод измерения параметра концентрации;

- часть 9. Лабораторный метод измерения параметра концентрации;

- часть 11. Индекс очистки.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает параметры, используемые для оценки выбросов загрязняющих воздух веществ от машин или эффективности систем контроля загрязнения воздуха, встроенных в машины, а также рекомендации по выбору соответствующих методов испытаний в зависимости от области применения и типа машины, включая результаты мероприятий по снижению воздействия загрязняющих веществ. Методы испытаний приведены в дополнительных частях настоящего стандарта (см. таблицу 1 и приложение А).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

EN 626-2* Safety of machinery - Reduction of risks to health from hazardous substances emitted by machinery - Part 2: Methodology leading to verification procedures (Безопасность машин. Снижение риска для здоровья от вредных веществ, выделяющихся при эксплуатации машин. Часть 2. Методика оценки степени риска)

_______________

* Действует EN ISO 14123-2:2015.

EN ISO 12100-1:2003** Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1. Basic terminology, methodology (ISO 12100-1:2003) (Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика)

_______________

** Заменен на EN ISO 12100:2010. Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по EN ISO 12100-1:2003, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 неконтролируемый уровень выбросов заданного загрязняющего вещества [uncontrolled emission rate of a given pollutant ()]: Масса загрязняющего воздух вещества, выбрасываемого машиной в окружающее пространство за единицу времени.

Примечание - Любые меры по снижению загрязнения воздуха вокруг машины (например, улавливающие устройства, удерживающее оборудование, процесс увлажнения) не рекомендуется применять или приводить в действие.

3.2 контролируемый уровень выбросов заданного загрязняющего вещества [controlled emission rate of a given pollutant ()]: Масса загрязняющего воздух вещества, выбрасываемого машиной в окружающее пространство за единицу времени, с учетом мер по снижению загрязнения воздуха.

Примечание - Любые меры по снижению загрязнения воздуха вокруг машины (например, улавливающие устройства, удерживающее оборудование, процесс увлажнения) рекомендуется применять или приводить в действие.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».