МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 марта 2021 года N ВБ-511/08

О направлении методических рекомендаций



Министерство просвещения Российской Федерации в связи реализацией Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N Р-118, направляет методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

В.С.Басюк



Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования



В соответствии с п.7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Для открытия в общеобразовательной организации (далее - ОО) классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации программ среднего общего образования (далее - Психолого-педагогические классы) необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. (далее - ФГОС СОО);

- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее - ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года N 2/16-з);

- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 г. N 28;

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20 мая 2020 г. N 254;

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 28 августа 2020 г. N 442.

Алгоритм действий общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования

     

1. Общеобразовательная организация проводит изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 7-9-х классов с целью определения выбора уровня (базовый, углубленный) изучения учебных предметов, профилей обучения. По итогам изучения потребностей и интересов обучающихся оформляется сводная информация (аналитическая справка) для представления на заседание педагогического совета о количестве обучающихся, выбравших уровень обучения и/или профиль обучения (естественнонаучный; гуманитарный; социально-экономический; технологический; универсальный).

2. Общеобразовательная организация проводит анализ необходимой системы условий, оценку возможностей реализации выбранных профилей обучения, учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с требованиями ФГОС СОО. По итогам анализа оформляется аналитическая справка с исчерпывающим перечнем условий, материально-технических и кадровых возможностей для представления на заседание Педагогического совета, Совета обучающихся и Родительского комитета (Совета).

3. Общеобразовательная организация вносит изменения в Программу развития образовательной организации и в План мероприятий по созданию, организации работы и анализа результатов работы профильных классов необходимые изменения в имеющихся условиях для реализации выбранных профилей обучения.

4. Общеобразовательная организация принимает решения о реализации учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), о выборе учебных предметов, которые будут изучаться на углубленном уровне. Решение принимается Педагогическим советом с учетом мнения Совета обучающихся и Родительского комитета (Совета) и утверждается приказом директора ОО.

5. Общеобразовательная организация разрабатывает учебный план любого профиля "Психолого-педагогической направленности".

Подробная информация по разработке учебного плана представлена в приложении 1.

6. Общеобразовательная организация знакомит обучающихся и родителей (законных представителей) перед приемом в класс любого профиля "Психолого-педагогической направленности" с учебными планами и условиями обучения. Родители (законные представители) подписывают форму заявления о приеме.

7. Общеобразовательная организация осуществляет приемную кампанию в классы "Психолого-педагогической направленности" и издает приказы о зачислении.

Поскольку одной из целей создания "Психолого-педагогических классов" является формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии, учебный план 10-11 "Психолого-педагогических классов" предполагает для изучения на углубленном уровне дисциплин преимущественно из предметных областей "Русский язык и литература", "Иностранные языки" и "Общественные науки".

В содержание рабочих программ учебных предметов "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание" целесообразно включать модули, связанные с педагогической направленностью.

Например, в курсе литературы изучать произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога;

на уроках русского языка для анализа целесообразно предлагать учащимся тексты с педагогической (психолого-педагогической) тематикой;

на уроках истории - знакомить обучающихся с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.

Для реализации направления "Психолого-педагогические классы" школа включает в учебные планы различных профилей подготовки программы, предлагаемые сетевыми партнерами.

Приложение 1



Методические рекомендации о разработке учебного плана 10-11 классов "Психолого-педагогической направленности" в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования



В соответствии с п.7 статьи 12 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с пунктом 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015, учебный план является частью образовательной программы. Учебный план разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе примерных учебных планов, представленных в примерной основной образовательной программе среднего общего образования, размещенной в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (http://fgosreestr.ru/).

Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации.

Образовательная организация обеспечивает реализацию учебного(ых) плана(ов) одного или нескольких профилей обучения:

естественнонаучного;

гуманитарного;

социально-экономического;

технологического;

универсального.

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.

При проектировании учебного плана "Психолого-педагогической направленности" различного профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в педагогическую практику.

Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы учета мнения не регламентированы. Рекомендуется рассматривать данный вопрос на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом образовательной организации. Протокол коллегиальных органов управления будет являться локальным нормативным актом, на основании которого администрация образовательной организации сможет принимать решения.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.13 и ст.15) устанавливает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

В качестве сетевого партнера могут выступать:

- образовательные организации высшего образования, реализующие УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки";

- общеобразовательные организации (базовые школы);

- организации дополнительного профессионального образования (ИПК, ИРО и д.п.).

Сетевая форма не является обязательной, применяется образовательной организацией в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования и является целесообразным.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Таким образом, Федеральный закон N 273-ФЗ не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме (далее - организация-партнер). Образовательная организация на этапе разработки ООП СОО самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.п. При этом в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация.

Реализация ООП СОО в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:

- требования к образовательному процессу;

- требования к материально-техническому обеспечению;

- требования к кадровому обеспечению;

- требования к способу реализации сетевого взаимодействия.

Договор позволяет более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.

Разработка учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку учебных планов среднего общего образования, указанными в первом разделе данных рекомендаций. План может быть разработан на основе учебного плана по любому профилю обучения, включая универсальный с учетом рекомендаций, представленных во втором разделе данных материалов.

Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО (п.18.3.1) определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования, предусматривает изучение обязательных предметных областей, включающих учебные предметы с указанием уровня их освоения (базовый и углубленный):

"Русский язык и литература";

"Родной язык и родная литература";

"Иностранные языки";

"Математика и информатика";

"Общественные науки";

"Естественные науки";

"Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности".

Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 34 часов в неделю).

Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета (предметной области), определенной ФГОС СОО, и обязательно включать указанные в ФГОС СОО предметные области и следующие учебные предметы:

"Русский язык",

"Литература",

"Иностранный язык",

"Математика",

"История" (или "Россия в мире"),

"Физическая культура",

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»