Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Типовые указания об организации
отраслевого контроля за обеспечением патентной чистоты
машин, приборов, оборудования, материалов
и технологических процессов



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Государственного
комитета Совета Министров СССР
по делам изобретений и открытий
8 января 1974 года

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Роспатента от 14 февраля 2002 года N 25
____________________________________________________________________

Введены в действие с 20 мая
1974 года

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1973 года N 575 "О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышения их роли в ускорении научно-технического прогресса", министерства, ведомства обязаны организовать контроль за обеспечением патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов, предназначенных для продажи за границу. В настоящих типовых Указаниях изложены общие рекомендации по организации этого контроля.

На основании этих Указаний министерства, ведомства в зависимости от характера разрабатываемой и выпускаемой продукции, а также объема и номенклатуры экспортных поставок, устанавливают порядок и методику осуществления контроля в отрасли.

Обеспечение и проверка патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов проводится предприятиями и организациями в полном соответствии с указаниями "О мерах по обеспечению патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов" (ЗП-1-70), утвержденными Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР 15 декабря 1970 года.*

________________

* При проверке патентной чистоты следует руководствоваться Указаниями ЗП-1-77 (см. с.49 настоящего тома).

1. Министерства, ведомства осуществляют контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений по обеспечению ими патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов**, предназначенных, в первую очередь, для продажи за границу.

________________

** В дальнейшем машины, приборы, оборудование, материалы и технологические процессы именуются "объектами техники".

На основе планов экспорта, продажи лицензий, участия в международных выставках и ярмарках, проектируемых объектов комплектных поставок и вновь разрабатываемых машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов министерства, ведомства составляют перечни объектов техники, контроль за обеспечением патентной чистоты которых будет осуществляться в планируемый период.

Упомянутый выше перечень объектов техники утверждается руководством министерства, ведомства.

2. В перечни объектов техники, подлежащих контролю за обеспечением патентной чистоты, включают важнейшие объекты техники из числа:

- машин, приборов, оборудования и материалов, которые по плану экспорта предполагается поставлять за границу;

- объектов лицензий;

- проектируемых объектов комплектных поставок, предназначенных для сооружения за границей при техническом содействии Советского Союза;

- экспонатов международных выставок и ярмарок, проводимых в стране и за рубежом;

- вновь разрабатываемых машин, приборов и оборудования, которые предполагается использовать для продажи за границу;

- веществ и материалов, которые могут являться объектами самостоятельных поставок за границу, либо использоваться для изготовления экспортной продукции;

- технологических процессов, использование которых возможно в проектах предприятий, сооружаемых за границей при техническом содействии Советского Союза;

- технологических процессов, предназначенных для изготовления экспортной продукции, характер которой позволяет установить способ ее изготовления;

- комплектующих изделий (электродвигатели, подшипники, радиокомпоненты и т.п.), которые предназначены для широкого применения в объектах экспорта;

- объектов, разработка которых осуществляется совместно с зарубежными предприятиями, организациями и фирмами при осуществлении научно-технического сотрудничества;

- вновь разрабатываемых стандартов на основные виды продукции.

3. Контроль за обеспечением патентной чистоты объектов техники в министерствах, ведомствах проводится подразделениями, которым поручена патентно-лицензионная работа в отрасли (техническими управлениями, техническими советами и т.п.) совместно с соответствующими производственными управлениями (объединениями) и осуществляется, как правило, силами головных организаций в соответствующих направлениях подотрасли.

4. Контроль за обеспечением патентной чистоты объектов техники осуществляется путем анализа патентных формуляров, а в необходимых случаях - всей технической документации, в том числе экспертных заключений, проведения проверочных экспертиз (частичных или полных) с целью определения достоверности выводов, сделанных предприятиями, организациями и учреждениями, проводившими проверку патентной чистоты, а также систематического изучения выполнения работ по обеспечению патентной чистоты объектов техники.

При осуществлении контроля должны быть рассмотрены также основные технические решения (прогрессивность, известность и т.п.), применение которых обеспечивает патентную чистоту этих объектов или приводит к нарушению патентов, т.е. лишает их патентной чистоты.

Проверочные экспертизы целесообразно проводить по важнейшим объектам техники, в том числе:

- объектам экспорта, поставляемым крупными партиями, и отдельным дорогостоящим объектам;

- объектам лицензионных тем;

- комплектных поставок для объектов, сооружаемых за границей при техническом содействии Советского Союза;

- экспонатам, имеющим перспективу последующей широкой реализации за рубежом;

- новым перспективным разработкам.

5. Контроль за обеспечением патентной чистоты объектов техники проводится на следующих стадиях и этапах:

- экспортной продукции и экспонатов, предназначенных к демонстрации на международных выставках и ярмарках - при разработке проектов планов поставки продукции на экспорт и участия министерства, ведомства в международных выставках и ярмарках;

- объектов комплектных поставок - на стадиях эскизного и технического проектов и разработки рабочей документации, технологических процессов - на стадии проектного предложения;

- объектов лицензий - с момента начала лицензионной проработки;

- вновь разрабатываемой: техники (машин, приборов и оборудования) - на стадиях эскизного и технических проектов, а, при необходимости, - и на стадии разработки рабочей документации; технологических процессов (способов) - на стадии завершения НИР и выдачи технологического регламента; веществ (кроме пищевых и вкусовых) - на стадии завершения НИР и разработки рецептуры для промышленного производства.

Пищевые и вкусовые качества подлежат контролю, как правило, на стадии организации их выпуска для экспорта, а также при разработке этих веществ, предназначенных для экспорта.

При проведении НИР контроль осуществляется в том случае, если техническую документацию на одной из стадий выполнения НИР передают другому предприятию или организации для завершения разработки технической документации.

6. Результаты, полученные при осуществлении контроля за обеспечением патентной чистоты, рассматриваются соответствующими производственными управлениями (объединениями) и докладываются руководству министерства, ведомства.

7. Министерства, ведомства систематически следят за тем, чтобы предприятия и организации по мере проведения ими проверки на патентную чистоту объектов техники своевременно направляли в Центральный научно-исследовательский институт патентной информации и технико-экономических исследований (ЦНИИПИ) информационные карточки на патентные формуляры.

8. Учитывая, что количество патентов, выдаваемых иностранным заявителям в СССР, непрерывно возрастает, министерствам, ведомствам следует уделять особое внимание обеспечению патентной чистоты объектов техники в отношении Советского Союза и при утверждении технической документации на объекты, подпадающие под действия патентов, выданных в СССР, принимать меры, предотвращающие возможные претензии патентообладателей.

9. В случае, если объект техники не обладает патентной чистотой в отношении страны поставки, министерства, ведомства изучают конкретные условия поставки (ее объем, стоимость, предшествующие поставки аналогичных объектов, условия контракта и т.д.), а также основания, по которым сделан вывод об отсутствии патентной чистоты, и другие условия, связанные с возможностью предъявления патентных претензий, и вносят предложения о возможности поставки данного объекта на экспорт.

О своем предложении министерства, ведомства извещают внешнеторговое объединение и предприятие поставщика с соответствующим его обоснованием.

10. На основе извещения министерства, ведомства внешнеторговое объединение или генеральный поставщик, выдавшие заказ-наряд, принимают решение о поставке на экспорт объектов техники, не обладающие патентной чистотой в отношении страны поставки и берут на себя в этом случае ответственность за последствия, связанные с возможностью нарушения патентов третьих лиц при реализации данных объектов за границей.

11. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий в необходимых случаях принимает участие и оказывает помощь министерствам и ведомствам в рассмотрении спорных вопросов, возникающих при определении патентной чистоты советской промышленной продукции, экспортных поставок, комплектных поставок, покупке и продаже лицензий.

     ("Бюллетень нормативных актов  министерств  и  ведомств  СССР",
                         1975 год, N 1)

Текст документа сверен по:

"Законодательство СССР по

изобретательству", том 2,     М., 1979.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»