Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

 УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Государственного комитета
Совета Министров СССР по делам
изобретений и открытий
18 декабря 1973 г.


УКАЗАНИЯ
о порядке патентования советских изобретений
за границей (ЗП-5-74)

(Введены в действие с 1 марта 1974 г.)
____________________________________________________________________
Не действуют на территории Российской Федерации на основании
приказа Роспатента от 14 февраля 2002 года N 25
____________________________________________________________________

  

Введение

Патентование советских изобретений за границей производится с целью защиты экономических интересов СССР, как правило, при:

поставке экспортной продукции (машин, материалов, приборов, оборудования), в том числе комплектных поставок;

продаже лицензий иностранным фирмам.

Патенты обеспечивают их владельцам правовую охрану изобретений.

При этом необходимо учитывать, что патент обеспечивает исключительное право на изобретение лишь в пределах выдавшего его государства или группы государств, заключивших между собою соответствующее соглашение.

Патентными законодательствами предусматривается защита прав патентовладельца лишь в течение срока действия патента. В большинстве стран патенты выдаются на срок от 15 до 20 лет, причем в некоторых странах по просьбе заявителей допускается продление срока действия патента (например, в Великобритании, АРЕ - на 5-10 лет, Шри Ланка - 7-14 лет).

В ряде стран Латинской Америки патенты могут быть получены по желанию заявителей на различные сроки, например в Аргентине - на 5 или 15 лет, в Эквадоре - на 3, 6, 9 или 12 лет, в Венесуэле - на 5 или 10 лет, в Колумбии - на 10 лет с продлением на 5 или 10 лет.

Действие патента в большинстве стран может быть досрочно прекращено в связи с неуплатой пошлин, признанием патента недействительным, отказом патентовладельца от поддержания патента в силе и др.

В отдельных странах патенты, прекратившие свое действие досрочно, вследствие неуплаты очередных пошлин, могут быть восстановлены (например, в Шри Ланка, Англии, Индии).

В ряде стран установлен сокращенный срок патентной защиты химических, пищевых, вкусовых и лечебных веществ, а также способов их изготовления. Например, патентным законом АРЕ предусмотрен сокращенный срок защиты, без права его продления, способов изготовления пищевых, лечебных веществ и фармацевтических препаратов.

Патентным законодательством ряда стран предусмотрена охрана полезных моделей (полезных образцов). Однако этот вид защиты промышленной собственности введен в небольшом круге стран (Японии, ФРГ, Италии, Испании, Польше, Португалии и некоторых других).

Полезная модель является средством охраны конструктивных технических решений, на которые из-за их недостаточно высокого уровня не могут быть выданы патенты. Поэтому охранный документ, выдаваемый на полезную модель, называют иногда "малым патентом". Срок действия такого патента сокращен и составляет от 3 до 10 лет.

Заявители должны хорошо знать, что патентные законодательства многих стран содержат требования о том, что изобретениями признаются технические решения, обладающие необходимым уровнем ("высотой"), и несоблюдение этих условий может привести к отказу в выдаче патента.

Подготавливая предложения для патентования изобретений, заявителю необходимо учитывать основные положения патентных законов тех зарубежных стран, где предполагается патентовать изобретение. Знание зарубежных патентных законов и правил их применения позволит патентующим организациям лучше ориентироваться в определении целесообразности патентования конкретных объектов и выборе стран патентования. Так, например, некоторые категории изобретений в СССР могут быть защищены авторскими свидетельствами, но не могут быть запатентованы в ряде стран. В СССР выдаются авторские свидетельства на лечебные, вкусовые и пищевые вещества, вещества, полученные химическим путем, а в Японии, Австрии, Голландии и других странах на эти вещества патенты не выдаются.

Следует также учитывать, что в ряде стран (например, в Японии, Швейцарии, Италии, Голландии) существует так называемая "косвенная защита" продукта (изделия), выпускаемого по запатентованной технологии. В этих странах патент, полученный на оригинальную технологию изготовления изделия или продукта, защищает не только собственно технологический процесс, но и сам продукт или изделие, полученное по этому процессу.

Патентные законодательства большинства стран содержат требование о том, чтобы на день подачи заявки в патентное ведомство существо изобретения не было раскрыто в данной стране или за границей.

По законодательству значительного круга стран (Франция, Финляндия, Сирия и др.) открытое применение изобретения в любой стране, до даты подачи заявки в патентное ведомство (приоритета), лишает его новизны. Указанное положение не распространяется на заявки, подаваемые в страны - участницы Парижской конвенции по охране промышленной собственности, если эти заявки будут поданы с истребованием конвенционного приоритета в течение 12 месяцев с даты подачи правильно оформленной первой заявки на аналогичное изобретение, например в СССР*).

________________

* Подробно см. п.4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

В ряде стран новизна изобретения ограничена общедоступными материалами, находящимися на территории данной страны (местная или локальная новизна), а в некоторых странах новизна ограничивается не только пределами территории, но и временем (например, в АРЕ изобретением признается техническое решение, неизвестное в этой стране в течение последних 50 лет).

А в некоторых странах (Аргентина, Бельгия, Боливия, Ирак, Иран и т.д.) предусмотрена охрана иностранных изобретений путем регистрации патента, который заявитель уже получил у себя на родине или за границей (импортный патент). Этой особенностью законодательства следует воспользоваться, если пропущено время для подачи обычной заявки.

Все это необходимо учитывать при патентовании советских изобретений за границей.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Патентование за границей изобретений, сделанных в пределах СССР, а также изобретений, которые сделаны за границей советскими гражданами, производится по решению Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (в дальнейшем Комитет), принимаемому на основании предложений министерств, ведомств, а в необходимых случаях - с учетом рекомендаций Междуведомственной комиссии по патентно-лицензионным вопросам при Комитете. (Междуведомственная комиссия по патентно-лицензионным вопросам создана для рассмотрения и согласования вопросов, связанных с патентованием советских изобретений за границей, продажей лицензий, анализом эффективности патентно-лицензионной работы и с выплатой вознаграждения за реализацию лицензий).

Подача за границу заявок на изобретения допускается только после того, как эти изобретения будут заявлены в СССР. Это правило действует также и в тех случаях, когда в соответствии с Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях в СССР предложение не признается изобретением, а в иностранном государстве на него может быть выдан патент или авторское свидетельство. Комитет может в необходимых случаях разрешить патентование изобретений за границей до подачи заявок на них в СССР.

2. За границей патент или авторское свидетельство, документ типа авторского свидетельства (в дальнейшем - охранный документ) испрашивается на имя советской организации, предприятия, учреждения (в дальнейшем - организации) с указанием действительных изобретателей (изобретателя) или на имя действительного автора (авторов) изобретения, если патент или авторское свидетельство не могут быть заявлены на имя организации.

3. Организация, ведущая работу по патентованию изобретения, является патентующей организацией независимо от того, испрашивается ли патент на ее имя или на изобретателя.

Патентующая организация указывается соответствующим министерством, ведомством. По одной заявке в качестве патентующих могут выступать несколько организаций. Однако вся переписка по заявке в этом случае должна вестись с одной организацией, назначаемой по договоренности между ними.

Вопросы передачи функций патентующей организации решаются Комитетом по предложениям министерств, ведомств, организаций.

Об изменении патентующей организации Комитет информирует Торгово-промышленную палату СССР (в дальнейшем - ТПП СССР) и заинтересованные организации.

4. Подготовка материалов для патентования советских изобретений за границей (описание, чертежи) осуществляется патентующей организацией.

Оказание помощи организациям в составлении заявок на патенты в соответствии с требованиями зарубежных патентных ведомств, переводе описаний изобретений на иностранные языки, подготовке ответов на запросы патентных поверенных и решения иностранных патентных ведомств осуществляется специализированной организацией - Всесоюзным центром патентных услуг (в дальнейшем - ВЦПУ) на основе хозяйственного расчета.

5. Работы по патентованию советских изобретений за границей проводятся через ТПП СССР. Она выполняет функции патентного поверенного для советских граждан и организаций, оказывает помощь заявителям в оформлении документов юридического характера (доверенности, передаточные акты и др.), направляет заявки за границу, осуществляет связь с иностранными патентными ведомствами (через зарубежных патентных поверенных), выполняет переводы решений иностранных патентных ведомств, запросов патентных поверенных, а также оказывает помощь в подготовке ответов на решения и запросы.

ОТБОР И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ ДЛЯ ПАТЕНТОВАНИЯ
ЗА ГРАНИЦЕЙ

6. Министерства и ведомства ведут систематическую работу по защите охранными документами за рубежом своих изобретений.

7. Предлагая изобретения для заграничного патентования, необходимо решить, будут ли объекты, в которых использованы эти изобретения, поставляться на экспорт (включая комплектные поставки) или на эти объекты предполагается продажа лицензий.

Патентование изобретений целесообразно, если применение их в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические результаты по сравнению с лучшими зарубежными машинами, оборудованием, приборами, материалами и технологическими процессами. При этом патентующей организацией должны быть внесены в патентный паспорт (форма патентного паспорта и пояснения к его заполнению прилагаются к настоящим Указаниям*) сведения, по которым можно судить о преимуществах данного объекта, перспективах развития за рубежом отрасли техники и промышленности, к которой относится объект, в том числе в развивающихся странах.

________________
     * Приложения к настоящим Указаниям не приводятся.

Особой проработки требует вопрос о патентовании изобретений, применение которых ограничивается внутренними потребностями заводов, строящихся объектов, геологических партий, карьеров, приисков и т.п. Если эти изобретения могут быть выполнены по описанию, приложенному к патенту, и для этого не требуется специальных знаний типа "ноу-хау" и участия специализированных фирм-изготовителей, то заявители из СССР практически не смогут проконтролировать, используются их изобретения за рубежом или нет. Патентование таких изобретений за границей обеспечит лишь хорошую информацию для иностранных заинтересованных фирм и не будет представлять коммерческой ценности для советских заявителей. К таким изобретениям относится технологическая оснастка, штампы, пресс-формы и различные эмульсии для облегчения условий резания металлов, составы, предотвращающие примерзание грунта (породы) к транспортным средствам, рабочие органы механизмов и тому подобное; технологические процессы, катализаторы, особенности которых не оставляют следов в продукции, выпущенной по этому процессу.

Не следует, как правило, представлять на патентование изобретения, значимость которых в объекте, где они использованы, невелика. Однако, если в объекте имеется несколько таких изобретений (целый блок) и совокупное использование их повышает ценность объекта, такие изобретения могут быть рекомендованы для патентования за границей.

Учитывая эту особенность, необходимо ставить вопрос о защите блока изобретений в объекте и направлять одновременно заявки на все изобретения, относящиеся к этому объекту, или сообщить, когда будут направлены остальные заявки. Необходимо также иметь в виду, что подача заявок, получение и охрана патентов за границей связаны с затратой значительных валютных средств, поэтому следует тщательно и целенаправленно вести отбор изобретений.

8. Комитет рассматривает предложения о патентовании за границей, как правило, тех технических решений, которые признаны или могут быть признаны изобретениями в СССР.

9. Предложения о патентовании изобретений за границей должны содержать обоснованные доказательства целесообразности патентования и выбора стран, в которых следует патентовать изобретения.

Каждое изобретение, предлагаемое для патентования, должно быть возможно быстрее освоено промышленностью. С этой целью патентующие организации, министерства и ведомства должны принять все меры к использованию патентуемых изобретений в СССР и в первую очередь включить их в соответствующие планы развития народного хозяйства, так как без промышленного осуществления изобретения не может быть ни экспорта, ни выгодно проданной лицензии.

Патентуемым и освоенным промышленностью изобретениям следует своевременно обеспечивать рекламу, способствующую реализации изобретений на внешнем рынке (экспонирование изделий на выставках и ярмарках в СССР и за рубежом, издание рекламных материалов, выступление с докладами на проводимых международных симпозиумах и конгрессах, выступления в печати и т.д.).

Патентующие организации, министерства, ведомства, как правило, до направления в Комитет рекомендаций по патентованию изобретений за границей составляют планы-графики по освоению объектов техники, содержащих эти изобретения, и делают соответствующую запись в патентном паспорте (в редакции приказа по Комитету от 2 ноября 1976 г. N 128).

10. Заявки на изобретения, которые предполагается патентовать за границей, направляются во Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (в дальнейшем ВНИИГПЭ) в установленном порядке.

Организации, предлагающие изобретения для патентования за границей, при получении приоритетной справки из ВНИИГПЭ, как правило, незамедлительно направляют министерству, ведомству, по подчиненности, копию заявки и заполненный патентный паспорт, в котором указан номер заявки на авторское свидетельство, присвоенный ВНИИГПЭ, и изложены все необходимые обоснования целесообразности патентования изобретения за границей. К паспорту прилагается также справка или копия справки, представляемой во ВНИИГПЭ при подаче заявки, о патентном исследовании заявляемого объекта по источникам патентной и научно-технической информации (в дальнейшем - справка о патентном исследовании, см. приложение к данным Указаниям).

Те организации, которые не имеют возможности самостоятельно провести указанные исследования, могут обратиться за помощью в ВЦПУ или его филиалы, расположенные в районах с развитой промышленностью.*

________________

* О расположении филиалов см. информацию, издаваемую Комитетом.

Министерство, ведомство в месячный срок рассматривает представленные материалы и при положительном решении - патентный паспорт, подписанный руководством министерства, ведомства, с копией заявки, и справки о патентном исследовании изобретения направляет в Комитет и ставит в известность о своем решении патентующую организацию.

В тех случаях, когда при подаче заявки на выдачу авторского свидетельства организация не располагает достаточными данными о целесообразности зарубежного патентования, предложение о патентовании может быть направлено в Комитет позднее. Однако при этом следует иметь в виду, что длительная задержка решения вопроса о патентовании приведет к потере льгот для установления даты приоритета, предоставляемых Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, если материалы заявки на патентование не будут поданы в зарубежные патентные ведомства в течение 12 месяцев с даты подачи соответствующей заявки на выдачу авторского свидетельства в СССР.

11. Комитет после получения всех материалов, необходимых для решения вопроса о целесообразности патентования изобретений за границей, - патентного паспорта, материалов заявки, справки о патентном исследовании, в отдельных случаях - рекомендаций Министерства внешней торговли, внешнеторговых объединений и т.д., в месячный срок рассматривает эти материалы и принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом Комитета.

Одновременно Комитет дает указание ВНИИГПЭ о срочном проведении экспертизы по заявке.

Если представленная организацией справка о патентном исследовании не удовлетворяет предъявленным к ней требованиям, рассмотрение рекомендации министерства, ведомства о патентовании производится в месячный срок после получения решения ВНИИГПЭ.

При необходимости получения заключения о целесообразности патентования изобретения от министерства, ведомства, занимающего ведущее положение в данной отрасли, Комитет направляет в это министерство соответствующие материалы. Министерство, ведомство в месячный срок со дня получения материалов рассматривает и представляет в Комитет обоснованные заключения и рекомендации относительно патентования изобретений за границей.

12. Комитет в недельный срок со дня вынесения решения о патентовании изобретения за границей ставит об этом решении в известность министерство, ведомство, рекомендовавшее изобретение, патентную организацию, ТПП СССР, ВЦПУ.

Если Комитет не разрешил патентование изобретения за границей, он также ставит в недельный срок в известность патентующую организацию, министерство, ведомство.

При несогласии с решением Комитета патентующая организация может в месячный срок возбудить ходатайство о пересмотре решения об отказе в выдаче разрешения на патентование изобретения за границей, представив соответствующие обоснования в Комитет. Решение Комитета по этому вопросу, подписанное Председателем, является окончательным.

13. Неправильно оформленные патентные паспорта, имеющие неопределенные и плохо аргументированные доказательства целесообразного патентования, не укомплектованные в соответствии с п.10 Указаний, не дающие возможности Комитету принять решение о патентовании, возвращаются министерствам и ведомствам на доработку.

14. При возникновении затруднений в выборе стран патентования министерствам и ведомствам следует обратиться за соответствующими рекомендациями в Министерство внешней торговли, Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, всесоюзные (внешнеторговые) объединения и другие компетентные организации.

15. Отдельные советские граждане, ходатайствующие о патентовании своих изобретений за границей, представляют в соответствующее министерство, ведомство предложение о патентовании, заполненный патентный паспорт, копию заявки, решение ВНИИГПЭ о выдаче авторского свидетельства или справку о патентном исследовании.

Министерства и ведомства рассматривают указанные предложения и в месячный срок представляют в Комитет обоснованные предложения о патентовании изобретений с указанием стран патентования.

Решение о патентовании изобретений за границей принимается Комитетом в месячный срок со дня получения предложений министерств, ведомств.