Инструкция
о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов
кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
(с изменениями на 10 июня 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
постановления Центризбиркома России от 27 августа 2003 года N 22/157-4
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Центризбиркома России от 10 июня 2003 года N 11/101-4.
____________________________________________________________________
1.1. Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Средства избирательного фонда должны учитываться на специальном избирательном счете в филиале Сберегательного банка Российской Федерации.
1.2. Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета. Избирательный фонд ликвидируется в день закрытия специального избирательного счета.
1.3. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам.
Кандидат, зарегистрированный кандидат могут по нотариально удостоверенной доверенности предоставить право распоряжаться средствами, находящимися на специальном избирательном счете, другому совершеннолетнему гражданину, предварительно письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.
1.4. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
2.1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязаны создать собственные избирательные фонды.
2.2. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата или кандидатов только по одномандатному избирательному округу, собственные избирательные фонды не создают.
2.3. Кандидат, баллотирующийся только в составе федерального списка кандидатов, собственный избирательный фонд не создает.
2.4. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, создает свой собственный избирательный фонд.
2.5. Зарегистрированные кандидаты, а также зарегистрировавшие списки кандидатов избирательные объединения, избирательные блоки продолжают вести открытые специальные избирательные счета для финансирования своей избирательной кампании, в том числе предвыборной агитации.
2.6. Избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) средств, выделенных окружной избирательной комиссией зарегистрированным кандидатам в равных размерах. При проведении основных, повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации гражданин Российской Федерации, зарегистрированный кандидатом и имеющий задолженность по бюджетным денежным средствам перед избирательной комиссией на день официального опубликования решения о назначении этих выборов, не вправе получать средства федерального бюджета независимо от того, в каком избирательном округе он баллотировался;
б) собственных средств кандидата, зарегистрированного кандидата, которые в совокупности не могут превышать минимальный размер оплаты труда* более чем в 1000 (одну тысячу) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 2000 (две тысячи) раз, то есть 166,98 тыс.рублей;
________________
* Здесь и далее минимальный размер оплаты труда равен принятому на дату официального опубликования решения о назначении выборов (основных, повторных, дополнительных) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
в) средств, выделенных кандидату, зарегистрированному кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения), избирательными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), которые в совокупности не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 5000 (пять тысяч) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 10000 (десять тысяч) раз, то есть 834,9 тыс.рублей;
г) добровольных пожертвований граждан. Сумма пожертвований гражданина в совокупности не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 100 (сто) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 200 (двести) раз, то есть 16,698 тыс.рублей;
д) добровольных пожертвований юридических лиц. Сумма пожертвований юридического лица в совокупности не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 2000 (две тысячи) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 4000 (четыре тысячи) раз, то есть 333,96 тыс.рублей.
2.7. Предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его избирательного фонда (избирательных фондов - в случае, если кандидат выдвигался более чем в одном избирательном округе) не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10000 (десять тысяч) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 20000 (двадцать тысяч) раз, то есть 1669,8 тыс.рублей.
2.8. Избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) средств, выделенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в равном размере избирательным объединениям, избирательным блокам после регистрации федеральных списков кандидатов.
При проведении основных, повторных выборов не вправе получать средства федерального бюджета избирательные объединения, избирательные блоки, которые имеют задолженность по бюджетным денежным средствам перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а также перед организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакциями периодических печатных изданий на день официального опубликования решения о назначении следующих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) собственных средств избирательного объединения, избирательного блока (собственные средства избирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемых данному блоку создавшими его избирательными объединениями), которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 100000 (сто тысяч) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 200000 (двести тысяч) раз, то есть 16698,0 тыс.рублей;
в) добровольных пожертвований граждан. Сумма пожертвований гражданина в совокупности не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 150 (сто пятьдесят) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 300 (триста) раз, то есть 25,047 тыс.рублей;
г) добровольных пожертвований юридических лиц. Сумма пожертвований юридического лица в совокупности не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20000 (двадцать тысяч) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 40000 (сорок тысяч) раз, то есть 3339,6 тыс.рублей.
2.9. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250000 (двести пятьдесят тысяч) раз, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году - более чем в 500000 (пятьсот тысяч) раз, то есть 41745,0 тыс.рублей.
2.10. Юридические лица и граждане могут осуществлять материальную поддержку предвыборной деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения соответствующих договоров и оплаты оказанных услуг и выполненных работ за счет средств избирательного фонда.
3.1. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:
иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
иностранным гражданам;
лицам без гражданства;
гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;
российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;
международным организациям и международным общественным движениям;
органам государственной власти и органам местного самоуправления;
государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в их уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;
воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
анонимным жертвователям (для гражданина - без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица - без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налогоплательщика, наименования, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия (с указанием доли этого участия);
юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
3.2. Добровольные пожертвования, указанные в пунктах 2.6 и 2.8 настоящей Инструкции, поступившие в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков от граждан или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих максимальные суммы пожертвований, предусмотренные настоящей Инструкцией, возвращаются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками по их платежным документам жертвователям не позднее 10 дней со дня поступления пожертвований на специальный избирательный счет соответственно полностью или в части, превышающей установленный максимальный размер пожертвования за вычетом расходов на пересылку, с указанием в платежных документах причины возврата.
3.3. Анонимные пожертвования не позднее 10 дней с момента их поступления на специальный избирательный счет перечисляются кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в доход федерального бюджета платежным документом по коду бюджетной классификации Российской Федерации, определенному Министерством финансов Российской Федерации и сообщенному Сберегательному банку Российской Федерации.
4.1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть в этом избирательном округе в филиале Сберегательного банка Российской Федерации на основании договора банковского счета* специальный избирательный счет своего избирательного фонда после письменного уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении данного кандидата либо представления в соответствующую избирательную комиссию заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, но не позднее чем за пять дней до дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов для его регистрации.
_________________
* Договор банковского счета принимается Сберегательным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Специальный избирательный счет открывается кандидатом (уполномоченным им лицом по нотариально удостоверенной доверенности) после представления в филиал Сберегательного банка Российской Федерации паспорта или заменяющего его документа, письменного обращения по форме, приведенной в приложении 1*, и разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии на открытие данному кандидату специального избирательного счета, где указывается адрес филиала Сберегательного банка Российской Федерации. Указанное разрешение выдается кандидату в трехдневный срок после получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата либо заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, иных документов, представляемых в порядке, установленном статьями 37 и 38 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
_________________
* Приводимые в приложении 1 и во всех других приложениях к настоящей Инструкции конкретные сведения о кандидатах, зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках являются только примерами заполнения форм и не имеют нормативного значения. Все возможные совпадения с реальными лицами и организациями являются случайными.
4.2. Избирательное объединение, избирательный блок обязаны открыть в филиале Сберегательного банка Российской Федерации на основании договора банковского счета* специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения ими заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии федерального списка кандидатов, но не позднее чем за пять дней до дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка.
_________________
* Договор банковского счета принимается Сберегательным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока для получения разрешения на открытие специального избирательного счета представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:
решение конференции (съезда) или выписку из протокола заседания избирательного объединения или избирательного блока о назначении уполномоченных представителей по финансовым вопросам с правом первой и второй подписи, об использовании печати на финансовых документах;
доверенности уполномоченных представителей по финансовым вопросам;
карточки образцов подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока и оттиска печати;
для избирательного блока дополнительно - заверенную этим блоком копию выписки из решения о порядке возврата (возмещения) средств федерального бюджета и стоимости за бесплатно предоставленные эфирное время и печатную площадь.
Открытие специального избирательного счета избирательного объединения, избирательного блока осуществляется филиалом Сберегательного банка Российской Федерации на основании письменного обращения (приложение 1) и постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которое выдается после заверения ею копии федерального списка кандидатов одновременно с регистрацией уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, а также заполненных в установленном порядке и заверенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации двух карточек образцов подписей уполномоченных представителей по финансовым вопросам и оттиска печати. Печать утверждается избирательным объединением, избирательным блоком.
4.3. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок в трехдневный срок с даты открытия специального избирательного счета сообщает по форме, приведенной в приложении 2, соответственно в окружную избирательную комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации реквизиты открытого специального избирательного счета.
4.4. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе.
4.5. В случае изменения избирательного округа с согласия кандидата, зарегистрированного кандидата по решению избирательного объединения, избирательного блока после открытия специального избирательного счета кандидат, зарегистрированный кандидат обязан:
до представления в избирательную комиссию данного избирательного округа итогового финансового отчета возвратить остатки денежных средств с этого счета юридическим лицам и гражданам, осуществившим пожертвования (перечисления) в избирательный фонд, пропорционально вложенным ими денежным средствам за вычетом расходов на пересылку, а также средства, внесенные в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен);
представить итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда в окружную избирательную комиссию данного избирательного округа, а копию финансового отчета - в окружную избирательную комиссию нового избирательного округа;