МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июня 1999 года N 129/23-16
Об организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания
для детей с отклонениями в развитии
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большая часть детей с отклонениями в развитии воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители(законные представители) - в консультировании по вопросам воспитания "проблемного" ребенка в семье.
В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения. В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, консультативно-методической поддержки их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях разных видов организуются группы кратковременного пребывания (далее группы).
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении) рекомендуется организовывать группы кратковременного пребывания по профилю учреждения.
Группы открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Для их работы выделяется помещение площадью не менее 15 кв.м, оборудованное и оформленное с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты.
Количество групп в дошкольном образовательном учреждении зависит от санитарных норм (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида). Группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Предельная наполняемость группы определяется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Содержание образовательного процесса в группах определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ.
Основная организационная форма работы группы - индивидуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими подгруппами (по 2 - 3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1-2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы.
Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных представителей).
Кратковременное пребывание детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка специалистами дошкольного образовательного учреждения. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2-3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.). К работе с воспитанниками группы рекомендуется привлекать учителя-дефектолога (а в группах для детей с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата дополнительно учителя-логопеда), педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя и (или) помощника воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал. Дошкольное образовательное учреждение по желанию родителей (законных представителей) воспитанников может оказывать дополнительные образовательные услуги (например, занятия сверх оговоренного времени и (или) с другими специалистами) на основе договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение составляет индивидуальные расписания занятий для каждого ребенка и соответствующие графики работы персонала группы. При этом максимальное количество времени рекомендуется отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя дефектолога и педагога-психолога.
С целью оказания консультативной помощи семье по организации воспитания ребенка в конкретных домашних условиях учителю-дефектологу и педагогу-психологу рекомендуется 2-3 раза в год посещать воспитанников группы на дому.
Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка.
Состав группы может быть постоянным в течение года или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинированные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на психолого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.
При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными приказом Минпроса СССР от 31.12.71 N 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными постановлением Минтруда России от 21.04.93 N 88.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковременного пребывания, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст.32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу с детьми группы кратковременного пребывания следует планировать заблаговременно.
Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев
Текст документа сверен по:
"Вестник образования",
сентябрь 1999 года