5.1. О лесонарушениях, совершенных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
5.1.1. О каждом лесонарушении составляется протокол по соответствующей форме:
об уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем - по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей Инструкции;
о нарушении требований пожарной безопасности в лесах, кроме случаев, когда штраф налагается и взимается на месте нарушения, - по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящей Инструкции;
об остальных лесонарушениях - по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящей Инструкции.
Протокол о лесонарушении составляется уполномоченным должностным лицом исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, государственной лесной охраны СССР, лесной охраны министерства, государственного комитета, ведомства, исполнительного комитета городского Совета народных депутатов, межхозяйственного предприятия (организации), их объединения по ведению лесного хозяйства или лесной охраны колхоза, а также работником милиции, народным дружинником, общественным инспектором охраны природы или общественным лесным инспектором.
При составлении протокола указанные лица обязаны иметь при себе удостоверяющие их полномочия документы, которые предъявляются по требованию лица, совершившего лесонарушение.
Примечание. При наличии акта освидетельствования мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов протокол по форме, предусмотренной в приложении N 5, составляется в том случае, если нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР влечет за собой административную или уголовную ответственность должностных лиц или граждан, так как акт освидетельствования является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки.
При выявлении нарушения Правил в процессе текущего контроля указанный протокол составляется и направляется в порядке, установленном настоящим разделом. В этом случае он является основанием для предъявления требования о взыскании неустойки и привлечения должностных лиц или граждан к установленной законом ответственности.
5.1.2. При совершении лесонарушения несколькими лицами составляется один протокол в отношении всех совместно действовавших лесонарушителей.
5.1.3. В тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации (в том числе колхозы, межхозяйственные предприятия (организации) и их объединения по ведению лесного хозяйства) для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Однако неявка в срок этих лиц не препятствует составлению протокола.
5.1.4. Если личность лесонарушителя не может быть установлена на месте нарушения, он доставляется в ближайший поселковый или сельский Совет народных депутатов или отделение милиции для установления его личности и составления протокола.
5.1.5. Протокол о лесонарушении составляется не менее чем в 3-х экземплярах, а если лесонарушителем является предприятие, учреждение, организация (в том числе колхоз, межхозяйственное предприятие (организация) и их объединение по ведению лесного хозяйства), - не менее чем в 4-х экземплярах.
5.1.6. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лесонарушителем, а если таковым является предприятие, учреждение, организация (в том числе колхоз, межхозяйственное предприятие (организация) и их объединение по ведению лесного хозяйства), - ее представителем, присутствующим при составлении протокола. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами.
Лицо, совершившее лесонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
5.1.7. В случае, если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения, и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку извещение о времени и месте составления протокола. При невозможности вручить извещение лично, оно направляется лесонарушителю заказным письмом с сохранением почтовой квитанции. При неявке лесонарушителя по вызову письменное доказательство о вручении ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему.
При совершении лесонарушения несовершеннолетними гражданами извещение о времени и месте составления протокола направляется их родителям (опекунам или попечителям).
5.1.8. При необнаружении лесонарушителя, отказе явиться для участия в составлении протокола, а также при отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, причем такой протокол считается надлежаще оформленным.
5.1.9. Протокол о лесонарушении должен быть составлен:
не позднее десяти суток, а при нарушении требований пожарной безопасности в лесах - не позднее пяти суток со дня обнаружения нарушения;
в случае уничтожения или повреждения леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем - не позднее пяти суток после ликвидации пожара.
5.1.10. Протокол о лесонарушении должен быть написан четко и разборчиво. На все вопросы, содержащиеся в форме протокола, должны быть даны исчерпывающие ответы. Если бланк протокола не сможет вместить всех имеющихся сведений о лесонарушении и причиненном им лесному хозяйству ущербе, необходимо сделать вкладыш к протоколу или дать соответствующие сведения и расчеты в виде приложения к нему, скрепить их подписями, пронумеровать вместе с протоколом и указать, какие пункты протокола они дополняют.
При необходимости к протоколу о лесонарушении прилагается выкопировка из плана лесонасаждений с нанесением на нем границ участка леса либо земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом, на котором совершено нарушение, с привязкой этих границ к опорной сети граничных линий и ограничительных знаков.
5.1.11. Все действия по определению размера ущерба или неустойки, оформлению составленного протокола и дальнейшему направлению материалов осуществляются лесхозом, в лесах которого совершено лесонарушение, независимо от того, кем из указанных в пункте 5.1.1 настоящей Инструкции лиц составлен протокол.
5.1.12. Лесхозы вправе привлекать с согласия соответствующих руководителей специалистов научно-исследовательских учреждений, лабораторий и других организаций для проведения анализов, экспертизы, выдачи заключений о причинной связи между действиями лесонарушителя и наступившими последствиями, о размере нанесенного ущерба при повреждении леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание, а также по другим вопросам, связанным с привлечением виновных к ответственности за лесонарушения.
5.1.13. При наложении и взимании штрафа на месте нарушения протокол не составляется. Об уплате штрафа выдается квитанция по одной из форм, приведенных в приложениях N 6, 7, 8 к настоящей Инструкции, для чего должностные лица, которым предоставлено право наложения и взимания штрафа на месте, снабжаются квитанционными книжками, изготавливаемыми Гослесхозом СССР или по его поручению министерствами лесного хозяйства союзных республик, государственными комитетами союзных республик по лесному хозяйству. При отказе от уплаты штрафа на месте нарушения составляется протокол о нарушении требований пожарной безопасности в лесах по форме, приведенной в приложении N 4, в порядке, предусмотренном пунктами 5.1.1 - 5.1.12 настоящей Инструкции. В этом случае, если личность лесонарушителя не может быть установлена на месте, он доставляется в ближайший сельский или поселковый Совет народных депутатов или отделение милиции для установления его личности и составления протокола.
5.1.14. Устранение нарушений после составления протокола о лесонарушении не может служить основанием для освобождения лесонарушителя от установленной ответственности.
5.1.15. Работники лесной охраны задерживают в лесу или по пути из леса незаконно добытую лесонарушителем лесную продукцию и принимают ее на хранение.
Лесонарушитель обязан перевезти за свой счет задержанную продукцию в указанное работниками лесной охраны место хранения, если оно находится в пределах территории лесхоза, в лесах которого совершено нарушение.