[О Методических указаниях по осуществлению процедуры снятия
с учета налогоплательщика-организации]
(с изменениями на 7 декабря 2005 года)
____________________________________________________________________
Не применяется в связи с отменой Методических указаний,
направленных настоящим письмом, на основании
приказа ФНС России от 25 апреля 2006 года N САЭ-3-09/257
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФНС России от 7 декабря 2005 года N ЧД-6-09/1026@.
____________________________________________________________________
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в работе Методические указания для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, во исполнение пункта 3 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Обеспечьте применение названных методических указаний подчиненными государственными налоговыми инспекциями.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.Павлов
Методические указания
для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета
налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством
Российской Федерации
(с изменениями на 7 декабря 2005 года)
____________________________________________________________________
Не применяются на основании
приказа ФНС России от 25 апреля 2006 года N САЭ-3-09/257
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящие Методические указания (за исключением положений, касающихся ведения Журнала учета документов, связанных со снятием с учета налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту ее нахождения при ликвидации организации) не применяются - письмо ФНС России от 7 декабря 2005 года N ЧД-6-09/1026@.
____________________________________________________________________
Настоящие Методические указания разработаны для налоговых органов в целях разъяснения процедуры снятия с учета налогоплательщиков-организаций, которые подлежат снятию с учета в налоговом органе в соответствии с положениями отдельных статей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (далее - Кодекс), и Приказа Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.98 N 1664) (далее - приказ).
1. Процедура снятия с учета в налоговом органе
по месту нахождения налогоплательщика-организации
в связи с ее ликвидацией
1.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
Форма Сообщения о прекращении деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации юридического лица (далее - Сообщение о ликвидации) приведена в приложении N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (далее Порядок), утвержденного Приказом.
1.1.1. Налоговый инспектор структурного подразделения, ответственного за снятие с учета (далее - налоговый инспектор), фиксирует поступившее от налогоплательщика-организации Сообщение о ликвидации с приложенными документами, подтверждающими принятие решения о ликвидации организации, в Журнале учета документов, связанных со снятием с учета налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту ее нахождения при ликвидации организации (приложение N 1 к настоящим Указаниям) (далее - Журнал N 1) с указанием даты поступления Сообщения о ликвидации и наличия документов. Должны быть представлены следующие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации:
копия распорядительного документа (решение, постановление, приказ) собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации;
копия распорядительного документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации;
копия распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.
При отсутствии какого-либо из прилагаемых к Сообщению о ликвидации документов до налогоплательщика-организации письменно доводятся замечания с указанием срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.
В случае нарушения налогоплательщиком-организацией срока представления Сообщения о ликвидации или непредставления приведенных выше документов в установленный в письме срок, налоговым органом подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренные пунктом 3 статьи 119 Кодекса, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам.
1.1.2. Налоговый инспектор выявляет по имеющимся в налоговой инспекции документам наличие у организации филиалов (представительств), недвижимого имущества и транспортных средств.
При установлении таких фактов подготавливает письма о получении налоговым органом по месту нахождения организации Сообщения о ликвидации (приложение N 2 к настоящим Указаниям) в налоговые инспекции по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества и транспортных средств организации для принятия соответствующих решений, а также Лист учета сообщений, связанных со снятием с учета налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту ее нахождения в связи с ликвидацией организации (приложение N 3 к настоящим Указаниям (далее - Лист учета сообщений N 1).
1.1.3. Налоговый инспектор не позднее 3-х дней после получения Сообщения о ликвидации налогоплательщика-организации:
представляет руководству налоговой инспекции документы, поданные налогоплательщиком-организацией, подтверждающие принятие решения о ее ликвидации, для принятия соответствующих решений с учетом норм, предусмотренных статьей 49 Кодекса, а также подготовленные письма;
направляет письма о получении Сообщения о ликвидации в налоговые инспекции по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества и транспортных средств налогоплательщика-организации и фиксирует дату направления указанных выше писем в Журнале N 1 и Листе учета сообщений N 1.
Протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренных пунктом 3 статьи 119 Кодекса, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам представляются руководству налоговой инспекции по мере их подготовки.
1.1.4. На основании распоряжения руководителя налоговой инспекции структурные подразделения, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводят камеральную и выездную проверки.
1.2. Снятие с учета налогоплательщика-организации в случае ликвидации согласно пункту 5 статьи 84 Кодекса производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее Заявление о снятии с учета) по форме N 12-1-6 и порядок его заполнения приведены соответственно в приложениях N 12 и N 13 к приказу.
1.2.1. Налоговый инспектор при получении от налогоплательщика-организации Заявления о снятии с учета проверяет, представлены ли Сообщение о ликвидации, копия промежуточного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а также наличие документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации:
копии объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;
копии ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма N 12-1-7 приведена в приложении N 14 к приказу) и все Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (формы N 12-1-8, N 12-1-9, 12-1-10 приведены в приложениях N 15, 16, 17 к приказу), выданные налогоплательщику-организации налоговыми органами по месту нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств.
Если налогоплательщику-организации, поставленной на учет до 01.01.99, Свидетельство о постановке на учет не выдавалось, то представляются первые экземпляры Карты постановки на учет налогоплательщика-организации, выданные как по месту учета организации, так и по месту учета филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, являвшихся самостоятельными налогоплательщиками до 01.01.99.
В случае непредставления налогоплательщиком-организацией в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 Кодекса, Сообщения о ликвидации подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренных пунктом 3 статьи 119 Кодекса, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам.
При отсутствии какого-либо из перечисленных выше документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов. В случае непредставления ликвидационной комиссией в установленный в письме срок документов проводятся процедуры, изложенные в предыдущем абзаце.
1.2.2. Налоговый инспектор не позднее 3 дней после получения от налогоплательщика-организации (ликвидационной комиссии) Заявления о снятии с учета:
фиксирует поступление Заявления о снятии с учета и документов, подтверждающих завершение процедуры ликвидации, в Журнале N 1 с указанием даты поступления Заявления о снятии с учета и наличия документов;
подготавливает письма о получении налоговым органом по месту нахождения организации Заявления о снятии с учета в связи с ее ликвидацией (приложение N 4 к настоящим Указаниям) в налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств. В письме указывается, было ли представлено налогоплательщиком-организацией Сообщение о ликвидации, и дата его представления;
представляет руководству налоговой инспекции Заявление о снятии с учета и представленные налогоплательщиком-организацией документы, подтверждающие проведение процедуры ликвидации организации для принятия соответствующих решений, а также указанные выше письма;
направляет письма о получении налоговым органом по месту нахождения организации Заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией в налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества и транспортных средств налогоплательщика-организации и фиксирует дату направления писем в Листе учета сообщений N 1 и в Журнале N 1.
Протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренных пунктом 3 статьи 119, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам представляются руководству налоговой инспекции по мере их подготовки.
1.2.3. Налоговый инспектор по мере получения из соответствующих налоговых органов по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств налогоплательщика-организации писем о направлении в налоговый орган по месту нахождения организации копий актов проверок и лицевых счетов организации по форме, согласно приложению N 5 к настоящим Указаниям, с приложенными к ним документами, фиксирует их в Листе учета сообщений N 1 и не позднее следующего рабочего дня передает в структурные подразделения, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.
В Журнале N 1 фиксируется дата окончательного заполнения налоговым инспектором Листа учета сообщений N 1, и он подшивается в дело налогоплательщика-организации.
1.2.4. На основании распоряжения руководителя налоговой инспекции о снятии с учета налогоплательщика-организации в связи с ликвидацией налоговый инспектор:
заполняет в Заявлении о снятии с учета раздел "Сведения о снятии с учета в налоговом органе", подписывает его у руководства налоговой инспекции;
фиксирует в Журнале N 1 дату снятия с учета налогоплательщика;
выдает ликвидатору информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика-организации в связи с ее ликвидацией по форме, согласно приложению N 6 к настоящим Указаниям (далее - информационное письмо о снятии с учета), и делает отметку в Журнале N 1;
направляет копию указанного информационного письма о снятии с учета в налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств для снятия налогоплательщика-организации с учета в соответствующем налоговом органе;
передает учетное дело налогоплательщика на хранение в архив налогового органа.
1.3. Снятие с учета налогоплательщика-организации, подавшей Заявление о снятии с учета в связи с ликвидацией, при наличии у нее задолженности по платежам в соответствующие бюджеты осуществляется с учетом статьи 59 Кодекса.
2. Процедура снятия с учета
налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту нахождения
филиалов (представительств) в связи с ликвидацией организации и при закрытии
филиала (представительства)
2.1. Снятие с учета налогоплательщика-организации в связи с ее ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется как на основании информации, поступающей из налогового органа по месту нахождения организации, так и на основании Заявления о снятии с учета (форма N 12-1-6), представленного налогоплательщиком-организацией в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства).
2.1.1. Налоговый инспектор при получении от налогового органа по месту нахождения налогоплательщика-организации письма о получении им Сообщения о ликвидации фиксирует дату поступления указанного письма в Журнале учета документов, связанных со снятием с учета налогоплательщика-организации в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) в связи с ликвидацией организации (приложение N 7 к настоящим Указаниям) (далее Журнал N 2) и представляет его руководству налоговой инспекции для принятия соответствующих решений.
2.1.2. На основании распоряжения руководителя налоговой инспекции структурные подразделения, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводят камеральную и выездную проверки.
2.2.3. По завершении работ, предусмотренных в пункте 2.1.2, структурные подразделения, осуществившие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиком по месту нахождения филиала (представительства) налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, подготавливают документы (копии актов проверок и лицевых счетов), подлежащие отправке в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, и передают их в структурное подразделение, ответственное за снятие с учета налогоплательщиков.
2.1.4. Налоговый инспектор при поступлении письма о получении налоговым органом по месту нахождения организации Заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией:
представляет указанное письмо руководителю налоговой инспекции, а также подготовленное письмо о направлении в налоговый орган по месту нахождения организации копий актов проверок и лицевых счетов организации (Приложение N 5 к настоящим Указаниям) вместе с документами, подготовленными к отправке;
направляет на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции указанное письмо в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика-организации вместе с подготовленными для отправки документами и фиксирует это в Журнале N 2.
2.1.5. Налоговый инспектор при получении из налоговой инспекции по месту нахождения организации копии информационного письма о снятии с учета (приложение N 6 к настоящим Указаниям) делает отметку в Журнале N 2 и проставляет в нем дату снятия с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, указанную в копии полученного информационного письма о снятии с учета.
2.1.6. Налоговый инспектор в случае представления налогоплательщиком-организацией Заявления о снятии с учета (форма N 12-1-6) в связи с ликвидацией организации в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства):
оказывает помощь налогоплательщику-организации при заполнении ею пункта 2 Заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией организации, сообщая налогоплательщику-организации, что в этом случае отмечается пункт 2.2;