Концепция
развития вневедомственной охраны при органах
внутренних дел Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МВД России от 11 июля 2002 года N 667
____________________________________________________________________
Концепция развития вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации разработана с учетом требований Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы и Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Главной целью развития вневедомственной охраны является достижение более высокого уровня имущественной безопасности, обеспечивающего наиболее полное удовлетворение потребностей собственников в надежной защите имущества, и активизация борьбы с преступностью.
Концепция призвана обеспечить комплексный подход к достижению этой цели, определить принципы и приоритетные направления развития вневедомственной охраны на период до 2000 года и служит основой для разработки целевых программ по направлениям деятельности службы.
На первом этапе (1996-1998 годы) предполагается исходя из изменений в области договорно-правовых отношений оптимизировать структуру и штаты вневедомственной охраны, создать системность в работе с кадрами, в основном завершить техническое перевооружение и стабилизировать финансовое положение подразделений, повысить уровень ресурсного обеспечения.
На втором этапе (1999-2000 годы) планируется достижение главной цели развития вневедомственной охраны, предусмотренной настоящей Концепцией.
Для достижения этой цели предстоит решить задачи:
повышения уровня организаторской работы при сокращении и удешевлении управленческого аппарата;
максимального использования положительно зарекомендовавших себя на практике форм и методов обеспечения охраны имущества и правопорядка, внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта;
улучшения работы с кадрами, повышения уровня профессионализма, исполнительской дисциплины и организации труда;
возрастания эффективности деятельности милицейских, сторожевых и военизированных подразделений по пресечению посягательств на охраняемое имущество, борьбе с преступлениями и правонарушениями в зонах постов и маршрутов патрулирования, в системе единой дислокации;
научно-технического развития и обновления существующего парка технических средств сигнализации;
укрепления материально-технической базы;
совершенствования финансово-экономической работы;
обеспечения правового и нормативного регулирования;
коренного улучшения взаимоотношений с собственниками на основе партнерства;
расширения и углубления взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим компетенцию органов внутренних дел, а также ведомственные нормативные акты.
Организующую роль в совершенствовании службы сыграла Концепция развития вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 20 октября 1992 года N 372. Ее реализация осуществлялась в строгом соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации* и позволила обеспечить повышение надежности защиты имущества собственников в период перехода к рыночным отношениям.
________________
* Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 589.
Подразделения вневедомственной охраны активно противодействовали преступным посягательствам на объекты и квартиры, повысили свой вклад в обеспечение общественного порядка и борьбу с преступностью.
При общем увеличении числа охраняемых объектов и квартир, росте попыток проникновения на них количество совершенных краж сократилось в 3,2 раза (из 100 попыток совершения краж предотвращается 98).
За счет увеличения объемов оказываемых собственникам услуг и расширения их перечня укрепилась материальная база подразделений. Произошли качественные изменения в кадровой работе. Заметно увеличилась численность и повысилась эффективность деятельности милицейских и военизированных подразделений. В рамках проведения единой технической политики создан ряд приборов и систем охранной техники, по основным параметрам не уступающих мировому уровню. Продолжалось переоснащение подразделений вневедомственной охраны отечественными и зарубежными техническими средствами нового поколения. Нарабатывались новые формы и методы работы с собственниками в условиях возрастающей конкуренции.
Сохраняющийся в стране высокий удельный вес имущественных преступлений, наносящих существенный ущерб экономике и национальным интересам, возрастание агрессивности преступной среды, проявления терроризма, а также наличие ряда нерешенных проблем в деятельности самой вневедомственной охраны требуют принятия дополнительных мер для выполнения стоящих перед службой задач.
Переход подразделений вневедомственной охраны на более высокий уровень развития предполагается осуществить на основе следующих принципов:
1. Повышения роли вневедомственной охраны в обеспечении безопасности собственности, профилактике имущественных преступлений и решении задач борьбы с преступностью во взаимодействии с другими структурными подразделениями МВД России.
2. Сохранения преемственности и развития сложившихся организационных форм службы вневедомственной охраны, определенных Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации.
3. Оптимизации, гибкости и удешевления всех звеньев вневедомственной охраны, рационального распределения и конкретизации выполняемых функций в сочетании с повышением профессионализма и ответственности, обеспечивающих оперативное реагирование на изменения криминогенной обстановки.
4. Реализации условий личной заинтересованности каждого сотрудника вневедомственной охраны в повышении авторитета, конкурентоспособности и развитии службы.
Необходимость повышения эффективности деятельности подразделений вневедомственной охраны обуславливается оценкой оперативной обстановки и задачей своевременного, адекватного реагирования на ее изменение. Это требует совершенствования организаторской работы, предусматривающей оперативный анализ обстановки и выработку упреждающих управленческих решений, улучшение планирования, концентрацию внимания на наиболее важных и актуальных проблемах, обеспечение взаимодействия с другими службами органов внутренних дел.
Основными направлениями улучшения этой деятельности являются:
1. Оптимизация структур управленческих аппаратов УВО, ОВО при МВД, ГУВД, УВД, направленная на усиление подразделений организационно-аналитической работы, при обеспечении качественного подбора и обучения кадров для управленческой деятельности, в том числе с прохождением стажировки в штабных аппаратах органов внутренних дел.
2. Разработка целевых федеральных и региональных программ по наиболее важным вопросам оперативно-служебной деятельности вневедомственной охраны и осуществление действенного контроля за их реализацией.
3. Повышение спроса и личной ответственности руководителей и сотрудников службы охраны за конечные результаты работы и выполнение должностных обязанностей.
4. Принятие в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России дополнительных мер по улучшению планирования и усилению контроля за принятыми решениями.
5. Концентрация усилий на оказании помощи подразделениям охраны, работающим с большой нагрузкой и имеющим неудовлетворительные результаты, сложную ситуацию в работе с личным составом, а также вновь назначенным руководителям и командирам строевых подразделений милиции.
6. Улучшение взаимодействия со штабными подразделениями других служб органов внутренних дел при осуществлении совместных мероприятий по профилактике имущественных преступлений, проведении целевых оперативно-профилактических операций.
7. Усиление влияния на результаты работы подчиненных подразделений на основе совершенствования и развития вертикальной подчиненности, повышения роли и значения зонального контроля, эффективности служебных командировок, заслушивания отчетов руководителей о принимаемых мерах по улучшению служебной деятельности на оперативных совещаниях и балансовых комиссиях, оказание целевой и комплексной практической помощи.
8. Переход к оценке итогов деятельности подразделений охраны по группам в зависимости от состояния оперативной обстановки, объемов оказываемых услуг, с учетом региональных особенностей, социально-экономических и географических условий. Разработка соответствующих критериев оценки результатов работы и внедрение на их основе состязательности между подразделениями.
9. Выработка коллегиальных решений на заседаниях Совета охраны ГУВО МВД России по наиболее важным вопросам обеспечения охраны материальных ценностей: разработке нормативных документов, определению путей наиболее эффективного использования сил и средств в борьбе с преступностью, принципов проведения кадровой политики и другим. Создание в этих целях коллегиальных органов на региональном уровне.
10. Улучшение информационно-аналитической работы за счет перехода на использование существующих информационных цифровых сетей передачи информации, внедрение в практику современных систем обработки информации на базе ЭВМ.
11. Укрепление связей с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами, негосударственными охранными структурами по вопросам обеспечения имущественной безопасности и усиления борьбы с преступностью.
Повседневная, планомерная и целенаправленная работа с кадрами является стержневым условием, оказывающим решающее влияние на конечные результаты деятельности каждого сотрудника и службы вневедомственной охраны в целом. Это предусматривает качественный отбор кандидатов, правильную расстановку личного состава, совершенствование подготовки и воспитания сотрудников, обеспечение их социальной и правовой защищенности, формирование высококвалифицированного резерва.
Руководствуясь требованиями Директивы МВД России от 19 июня 1996 года N 1 "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" и в целях реализации стоящих задач, необходимо осуществить:
1. Разработку в каждом управлении, отделе, отделении вневедомственной охраны программ работы с личным составом, учитывающих специфику службы, направленных на улучшение отбора, расстановки и обучения кадров, системы воспитания личного состава, комплексных программ социального развития подразделений и социально-правовой защиты сотрудников.
2. Обеспечение оптимальных условий для развития наставничества с привлечением к этой работе наиболее опытных, профессионально подготовленных сотрудников. Разработку системы морального и материального поощрения их труда.
3. Подготовку резерва руководящих кадров вневедомственной охраны на базе Академии, Воронежской высшей школы МВД России и межрегиональных учебных центров.
4. Открытие в городах Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске учебно-консультационных пунктов заочной формы обучения радиотехнического факультета Воронежской высшей школы МВД России. В целях улучшения качественного состава кадров шире использовать возможности получения необходимого образования в ведомственных и других высших и средних учебных заведениях.
5. Внедрение системного подхода в обучении командиров строевых подразделений всех уровней, работников военизированной и сторожевой охраны.
6. ГУВО МВД России совместно с ГУК и Воронежской высшей школой МВД России разработку тематических планов обучения различных категорий работников вневедомственной охраны с учетом современных требований, программы теоретической и психолого-педагогической подготовки руководящих кадров, предусмотрев в ней изучение актуальных проблем теории и практики воспитания личного состава, правильной организации повседневной деятельности подчиненных.
7. Развитие учебно-методической и материальной базы для обучения сотрудников непосредственно в подразделениях. Создание необходимого количества региональных, межрегиональных учебных центров вневедомственной охраны для обеспечения первоначальной подготовки и повышения квалификации личного состава, а в крупных республиканских, краевых и областных центрах - колледжей вневедомственной охраны.
8. Разработку новых организационно-штатных структур УВО, ОВО при МВД, ГУВД, УВД, отделов, отделений вневедомственной охраны, предусматривающих уменьшение административно-управленческого персонала. Создание подразделений воспитательной и социальной работы, психологического и юридического обеспечения, штатных (внештатных) групп по освещению деятельности службы в средствах массовой информации и стенной печати, кабинетов профессиональной подготовки, комнат воспитательной работы, кабинетов психоэмоциональной реабилитации, спортивных залов, восстановительных центров.
9. Внедрение опыта работы органов внутренних дел, подразделений охраны по организации социально-правовой защиты членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.
10. Взаимодействие с общественными профессиональными объединениями органов внутренних дел в целях социальной поддержки и оказания помощи ветеранам вневедомственной охраны.
11. Обобщение и распространение положительного опыта деятельности судов чести, женских советов, ветеранских организаций и других общественных формирований по воспитанию личного состава.
12. Внедрение в практику проведения соревнований по результатам служебной деятельности между УВО, ОВО при МВД, ГУВД, УВД, отделами, отделениями вневедомственной охраны. Развитие состязательности в коллективах, заинтересованности сотрудников в добросовестном выполнении должностных инструкций.
13. Разработку и внедрение в республиканских, краевых, областных и окружных аппаратах охраны программы "кадры" с соответствующим банком данных о личном составе.
14. Подготовку и выпуск учебных и методических пособий, видеофильмов по актуальным вопросам службы, работы с кадрами, воспитания, социально-правовой защиты сотрудников и работников.
Проблемы усиления сохранности национального достояния, государственной собственности и личного имущества граждан, повышения активности в предупреждении преступлений и правонарушений, рост проявлений терроризма и тенденция к увеличению агрессивности преступной среды с использованием оружия и технических средств требуют дальнейшего совершенствования тактики несения службы нарядов милиции, повышения профессионального мастерства и боеготовности личного состава, улучшения технического оснащения подразделений, обеспечения их современными средствами вооружения и защиты.
Приоритетными направлениями в этой деятельности являются:
1. Повышение эффективности действий сотрудников милиции в обеспечении надежной охраны объектов, недопущении террористических актов, участии в борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка в системе единой дислокации на основе совершенствования организационно-штатной структуры строевых подразделений милиции (СПМ) и системы управления нарядами.
2. Укрепление и координация взаимодействия со службами милиции общественной безопасности и территориальными органами внутренних дел в пресечении краж, отражении нападений на охраняемые объекты и проведении совместных мероприятий по профилактике и пресечению преступлений против собственности и общественной безопасности.
3. Организация обучения личного состава групп задержания и нарядов по охране особо важных объектов действиям в экстремальных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием полигонов учебных центров вневедомственной охраны, органов внутренних дел и подразделений внутренних войск.
4. Совершенствование организации службы дежурных частей и центров оперативного управления вневедомственной охраны, разработка учебно-методических материалов и организация профессиональной подготовки их личного состава, усиление взаимодействия с дежурными частями органов внутренних дел.
5. Внедрение опыта работы передовых подразделений по предупреждению и раскрытию преступлений, организации взаимодействия в этих целях с патрульно-постовыми нарядами, сотрудниками ГАИ, участковыми инспекторами милиции, другими работниками милиции общественной безопасности и криминальной милиции.